ОТЧЕТ
о ходе реализации Программы социально-экономического развития муниципального образования Динской район на 2013-2017 годы
по состоянию на 31 декабря 2015 года
(принят решением Совета муниципального образования Динской район
от 25.05.2016 № 107-11/3)
Программа социально-экономического развития муниципального образования Динской район на 2013-2017 годы (далее Программа) принята решением Совета муниципального образования Динской район от 30 октября 2013 года № 530-47/2.
Мониторинг реализации Программы по состоянию на 31 декабря 2015 года (за 2013-2015 годы) осуществлен по трем направлениям и подробно представлен в приложениях к отчету:
1) реализация мероприятий, утвержденных Программой (приложение №1);
2) реализация инвестиционных проектов, утвержденных Программой (приложение № 2);
3) мониторинг целевых индикаторов Программы (приложение № 3).
Программой предусмотрено к реализации в 2013-2017 годах 136 мероприятий по 17 направлениям деятельности, из них на период 2013-2015 годов – 121 мероприятие.
Фактически за 2013-2015 годы выполнено 56 мероприятий, выполнено частично 27 мероприятий, не выполнено 38 мероприятий. Общее выполнение мероприятий Программы (с учетом выполненных частично) составило 68,6%, в том числе по основным направлениям:
100,0%-ое выполнение по 8 направлениям: семья и детство (выполнено 3 мероприятия из 3 намеченных); молодежная политика (2 из 2); занятость населения (3 из 3); обеспечение доступности жилья (4 из 4); архитектура и градостроительство (4 из 4); развитие АПК (8 из 8); дорожное хозяйство (1 из 1); информатизация – (2 из 2);
развитие экономики – 83,3% (5 из 6);
физическая культура и спорт – 80,0% (4 из 5);
образование – 76,2% (16 из 21);
топливно-энергетический комплекс – 60,0% (3 из 5);
здравоохранение – 57,1% (4 из 7);
культура – 57,1% (4 из 7);
транспорт – 50,0% (1 из 2);
жилищно-коммунальное хозяйство – 48,4% (15 из 31);
предупреждение ЧС и гражданская оборона – 40,0% (4 из 10).
Всего на реализацию мероприятий Программы за 2013-2015 годы было израсходовано 1632,4 млн. руб., из них: краевой бюджет (с учетом федеральных средств) 980,2 млн. руб. (60,0%), местный бюджет (районные и поселенческие средства) 384,5 млн. руб. (23,6%), внебюджетные средства 267,7 млн. руб. (16,4%).
Больше всего финансовых средств в отчетном периоде было направлено на реализацию мероприятий в сферахобразования – 21,9% (357,4 млн. руб.), развития АПК – 16,2% (265,2 млн. руб.), семьи и детства – 15,3% (249,9 млн. руб.), жилищно-коммунального хозяйства – 14,5% (236,3 млн. руб.), дорожного хозяйства – 9,6% (155,9 млн. руб.).
Выполнение программных мероприятий и целевых индикаторов в разрезе основных направлений по состоянию на 31 декабря 2015 года характеризуется следующей ситуацией.
За 2013-2015 годы на реализацию мероприятий по здравоохранению израсходовано 37,5 млн. руб., из них средства краевого бюджета 18,7 млн. руб., районного бюджета 11,5 млн. руб., внебюджетные средства 7,3 млн. руб.
В отчетном периоде произведен окончательный расчет по капитальному ремонту районной поликлиники, выполнены капитальные ремонтыВасюринскойи Старомышастовскойучастковых больниц, строительство офиса врача общей практики в селе Красносельском, приобретено медицинское оборудование на 8,8 млн. руб.
По причине не выделения ассигнований из краевого бюджета не выполнены мероприятия по строительству офисов врачей общей практики в станице Воронцовской и на хуторе Карла Маркса, капитальному ремонту Нововеличковской участковой больницы иНовотитаровской районной больницы (взамен в 2015 году произведен текущий ремонт детской поликлиники за счет внебюджетных средств в сумме 968,4 тыс. руб.).Также из-за отсутствия финансирования из краевого и районного бюджетов не осуществлено приобретение квартир для медицинских работников (на 2015 год предполагалось приобретение 8 двухкомнатных квартир).
Реализованные мероприятия способствовали повышению качества оказываемых медицинских услуг и достижению части намеченных целевых индикаторов. Выполнены показатели по вводу в эксплуатацию офисов врачей общей практики, сокращению срока ожидания приезда скорой помощи, обеспеченности средним медицинским персоналом. Однако отмечено снижение показателей обеспеченности средним медперсоналом, врачами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а по последним двум – и не достижение плановых значений. Причинами такого положения являются проведение оптимизации штатной численности медицинских работников и опережающий рост численности населения района.
Благодаря реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации и мероприятий соответствующей «дорожной карты» в отчетном периоде наблюдается положительная динамика уровня заработной платы медицинских работников. По итогам 2015 года заработная плата врачей составила 31246,6 руб. (159,1% к 2012 году), среднего медицинского персонала 19667,6 руб. (135,3% к 2012 году) и младшего медицинского персонала 13219,3 руб. (179,6% к 2012 году). Но вместе с этим целевые индикаторы Программы не достигнуты по причине снижения среднего уровня заработной платы по Краснодарскому краю с 30204,0 до 23670,0 руб. и внесения соответствующих понижающих корректировок в «дорожную карту».
Расход средств на реализацию мероприятий Программы в сфере образования за 2013-2015 годы составил 357,4 млн. руб.,из общей суммы ассигнования из краевого бюджета - 141,6 млн. руб., районного бюджета – 116,6 млн. руб., внебюджетные средства –99,2 млн. руб.
В сфере дошкольного образования в отчетном периоде выполнены: реконструкция здания школы-интерната в станице Нововеличковской под размещение детского сада № 9,капитальные ремонты детских садов № 18 в поселкеНайдорф, № 5 в станице Пластуновской и № 61 на хуторе Карла Маркса, построен и введен детский сад № 37 в станице Старомышастовской. Вне программных мероприятий выполнен капитальный ремонт детского сада № 4 в станице Динской. В результате реализованных мероприятий вместимость сети дошкольных учреждений увеличилась на 350 мест.
Изготовлена проектно-сметная документация для строительства детских садов в станицеВасюринской на 80 мест, поселке Зарождение на 80 мест, станицеНовотитаровской на 200 мест, в настоящее время по двум проектам получены положительные заключения госэкспертизы, по последнему –направлен необходимый пакет документов в администрацию Краснодарского края для получения софинансирования строительства.
Не выполненными остались мероприятия по проектированию и строительству 5 детских садов: в станице Динской на 120 и 240 мест, в станицеНовотитаровской на 80 мест, в поселке Южном на 60 и 320 мест. Реализация этих мероприятий перенесена на более поздние сроки, внесены соответствующие изменения в «дорожную карту».
Целевые индикаторы по развитию дошкольного образования выполнены в полном объеме, за исключением строительства детских садов.В 2015 году выполнение плана по количеству введенных учреждений и введенных мест составило 25,0% и 17,8% соответственно (построен и введен 1 детский сад на 80 мест из предполагаемых 4 на 450 мест). За трехлетний период план выполнен только на 11,1% и 9,6% соответственно (планировалось строительство 9 учреждений на 830 мест).Дополнительно вопрос по повышению обеспеченности дошкольным образованием был решен посредством создания 389 мест в существующих учреждениях за счет оптимизации их площадей.Кроме того, активное развитие получили альтернативные модели дошкольного образования (по состоянию на 1 января 2016 года группы альтернативных моделей посещают 1730 детей).
В результате предпринятых в отчетном периоде мер обеспечен 100,0%-ныйохват детей в возрасте от 3-7 лет дошкольными учреждениями, общий охват детей дошкольным образованием увеличился до 85,9%, количество групп альтернативных моделей увеличилось в 2015 году до 150 или в 1,7 раза к 2012 году, очередность детей от 0 до 7 лет для определения в дошкольные учреждения сократилась на 3,1% к 2012 году. Заработная плата педагогических работников дошкольного образования в 2015 году достигла 25313,0 руб., что в 1,8 раза превышает уровень 2012 года.
В части развития системы дополнительного образования детей проведены ремонтные работы и приобретено оборудование для 6 учреждений.
В сфере общего образования в2013-2015 годах в учреждениях проведеныкапитальные ремонты и ремонты учебных кабинетов, внутренних помещений, спортзалов, пищеблоков; замена оконных блоков; ремонты кровли, инженерных коммуникаций; работы по устройству внутренних туалетов;установкасистемвидеонаблюдения, локальных вычислительных сетей, приборов учета тепловой энергии; ремонт наружного освещения; ремонт и замена ограждений; созданы условия для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья.Кроме того, построенымодульная котельная вшколе №28, спортивный зал в школе №13. Также приобретены около 68 тысяч экземпляров учебников, спортивное, музыкальное, учебное оборудование, мебель, технические средства обучения и компьютерная техника.Для осуществления подвоза учащихся из поселка Южный к школе №35 станицы Новотитаровскойприобретен школьный автобус на 22 посадочных места.
Общий объем средств, направленных на укрепление и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, составил 186,5 млн. руб., из них средства краевого бюджета 101,9 млн. руб., районного бюджета 84,6 млн. руб. Данные меры позволили организовать образовательный процесс в учреждениях на более современном уровне и создать благоприятные условия для участников образовательного процесса.
В целях создания условий для предоставления населению услуг по реализации программ общего образования в селе Красносельском выполнено строительство пристройки к зданию школы № 21 на 120 ученических мест.
В 2013-2015 годах проводилась работа по повышению профессионального уровня работников образовательных учреждений. Курсы повышения квалификации прошли 526 педагогов дошкольных учреждений,300 учителей и 27 руководителей образовательных учреждений.
Целевые индикаторы, характеризующие развитие общего образования за отчетный период, в основном, достигнуты.
Значительно превышен показатель количества общеобразовательных учреждений, в которых произведен капитальный ремонт (план 2015 года -2, факт- 8). В 2015 году в целях обеспечения благоприятных условий для участников образовательного процесса произведен капитальный ремонт спортзалов в школах № 29,53, внутренних помещений для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья - в школах № 4, 31, ремонт кровли - в школах №21,5, пищеблока – в школе №30, учебных кабинетов – в школе №39.
Несмотря на то, что благодаря пристройке к школе №21 дополнительного помещения 191 учащийся переведен на обучение в первую смену и процент обучающихся в первую смену вырос по сравнению с 2014 годом на 1,3%, целевой показатель не достигнут вследствие увеличения контингента обучающихся.
Показатель соотношения «ученик-учитель», по итогам 2015 года составляющий 16 учеников на 1 учителя, является оптимальным и соответствует плану и уровню 2012 года.
В 2015 году произошло снижение от запланированного показателя заработной платы педагогических работников общего образования (план – 28443,0 руб., факт-28139 руб.) и к значению 2014 года вследствие увеличения численности на 83 человека и снижения нагрузки на 1 человека. Вместе с тем, данный показатель по итогам 2015 года на 14,2% превысил уровень 2012 годаи на 0,7%среднекраевое значение.
На реализацию программных мероприятий по разделу «Семья и детство» за 2013-2015 годы израсходовано 249,9 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета 146,1 млн. руб., местного бюджета 31,6 млн. руб. (районного бюджета 29,9 млн. руб., бюджетов поселений 1,7 млн. руб.), внебюджетные средства 72,1 млн. руб.
За 2013-2015 годы обеспечены жильем 94 человека из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечен 100%-ный охват детей в возрасте от 7до 18 лет отдыхом, оздоровлением и занятостью и 100%-ный охват детей-сирот подвозом к местам отдыха и обратно. Отдыхом, оздоровлением и занятостью в отчетном периоде было охвачено около40,5 тысячи детей в возрасте от 7 до 18 лет, подвоз к местам отдыха и обратно был организован для 154 детей-сирот.
Общий объем средств, израсходованный на реализацию мероприятий молодежной политики за 2013-2015 годы,составил9,6 млн. руб., из них 5,5 млн. руб. - средства районного бюджета и 4,1 млн. руб. - средства бюджетов сельских поселений.
В рамках работы с молодежью за счет районных средств в трехлетнем периодепроведено1666 мероприятий(количество участников которых выросло с 59 тысяч в 2013-2014 годах до 76 тысяч в 2015 году), трудоустроен651 несовершеннолетний,оздоровлено около 700 молодых людей в оздоровительных лагерях, профильных краевых сменах, туристских походах. В летний период обеспечена работа 29 молодежных дворовых площадок. В 2015 году построены и открыты 2 экстрим-площадки.
В сельских поселениях за 2013-2015 годы проведено порядка 1500 мероприятий для молодежи, трудоустроено 223 несовершеннолетних, произведены текущие ремонты и укомплектование спортинвентарем 28 дворовых площадок.
За 2013-2015 годы расход средств на реализацию мероприятий по разделу «Физическая культура и спорт» составил 30,2 млн. руб., из них средства краевого бюджета 17,1 млн. руб., местного бюджета 8,0 млн. руб. (районные средства 6,0 млн. руб., поселенческие – 2,0 млн. руб.), внебюджетные средства 5,0 млн. руб.
В отчетном периоде приобретены 2 автобуса для нужд Центра подготовки спортсменов и Детско-юношеской спортивной школы № 1,выполнен капитальный ремонт футбольного поля Детско-юношеской спортивной школы, построена многофункциональная спортивная площадка на территории школы № 1 в станице Динской, обеспечено участие в спортивных мероприятиях краевого уровня по культивируемым видам спорта 376 спортсменов района. Не выполненными остались мероприятия по строительству многофункциональной спортивной площадки в поселке Украинском (не выделено финансирование из бюджета Динского сельского поселения и краевого бюджета), строительству спортивного комплекса в станицеВасюринской (в 2014 году были изменены намерения и в 2015 году выполнено строительство пристройки спортивного зала площадью 1000 квадратных метров к школе № 13, объем израсходованных средств районного бюджета 16,9 млн. руб.).
Намеченные целевые показатели в сфере физической культуры и спорта – уровень обеспеченности спортивными залами, плавательными бассейнами, удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом - достигнуты, за исключением уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями. По итогам 2015 года данный показатель в районе составил 77,0% к социальному нормативу при предполагаемом 82,6%. Не достижение связано с невыполнением мероприятия по строительству многофункциональной спортивной площадки в поселке Украинском.
В сфере культуры за 2013-2015 годы расход средств на реализацию программных мероприятий составил 94,3 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета 79,8 млн. руб., местного бюджета 14,5 млн. руб. (район – 6,2 млн. руб., поселения – 8,3 млн. руб.), внебюджетные средства 12,7 тыс. руб.
Наибольший объем средств 86,5 млн. руб. (91,7%) направлен на создание благоприятных условий для привлечения кадров муниципальных учреждений культуры (повышение оплаты труда).Стимулирующие надбавки в течение трехлетнего периода получал 451 работник учреждений культуры районного и поселенческого уровней.
Также в 2013-2015 годах в учреждениях культуры выполнены запланированные текущие ремонты, приобретены необходимые оборудование и технические средства, объем израсходованных средств составил 7,7 млн. руб. (районный бюджет 4,3 млн. руб., бюджеты поселений 3,4 млн. руб.), проведена аттестация 54 рабочих мест в 15 учреждениях.
Не выполнены за истекшихтри года мероприятия по капитальному ремонту Дома культуры станицы Нововеличковской (по решению Арбитражного суда Дом культуры возвращен в собственность СПК «Колос», предусмотренные средства перенаправлены на другие цели) и Дома культуры поселка Агроном (не выделено финансирование из бюджета Мичуринского сельского поселения и краевого бюджета), строительству детской школы искусств в станице Новотитаровской(не выделены ассигнования из районного и краевого бюджетов), газификации районного киноцентра (предварительно необходима установка ГРС, выполнение которой предполагается в 2017-2018 годах).
Целевые индикаторы, характеризующие развитие отрасли культуры, за отчетный период не достигнуты. Количество учреждений культуры и искусства сократилось до 39 (при предполагаемом количестве 40) ввиду слияния МБУК ДЦК и МБУ КДО Динского сельского поселения. На протяжении 2013-2015 годов наблюдается снижение охвата детей школьного возраста эстетическим воспитанием ввиду опережающего роста детского населения. В 2015 году охват составил 11,2%, что ниже намеченного показателя на 1,7 процентных пункта и уровня 2012 года на 1,4 процентных пункта. Отмечена положительная динамика заработной платы работников культуры. В 2015 году ее уровень достиг 17721,5 руб., что в 1,6 раза больше по отношению к значению 2012 года. Однако целевой показатель (18948,0 руб.) не достигнут в связи со снижением среднего уровня заработной платы по Краснодарскому краю и понижением целевых показателей «дорожной карты».
На выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения района в 2013-2015 годах направлено27,4 млн. руб.из которых 3,0 млн. руб. - средства краевого бюджета, 7,5 млн. руб. - местного бюджета (район - 4,3 млн. руб., поселения - 3,2 млн. руб.), 17,0 млн. руб. - средства работодателей.
За отчетный период трудоустроены на общественные работы 700 человек, временно трудоустроены 1989 несовершеннолетних, в том числе с материальной поддержкой службы занятости, трудоустроены на временные работы 218 человек, испытывающих трудности в поиске работы.
Результатом реализации мероприятий в сфере занятости населения является снижение уровня регистрируемой безработицы. В 2015 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к 2012 году снизился на 0,3% и достиг 0,6%, при этом опередив целевой показатель на 0,2%.
Объем средств, израсходованный в 2013-2015 годах, на выполнение мероприятий по разделу «Топливно-энергетический комплекс» составил 32,5 млн. руб., из них средства краевого бюджета 24,7 млн. руб., средства местного бюджета (бюджеты поселений) 5,9 млн. руб., внебюджетные средства 1,8 млн. руб.
В части газификации населенных пунктов в трехлетнем периоде выполнены: строительство подводящего газопровода протяженностью 21,2 км на хуторах Осечки и Примаки; строительство распределительного газопровода среднего (2,8 км) и низкого (1,0 км) давления и ПГБ-3 в станице Васюринской; строительство 2-ой очереди внутрипоселкового газопровода протяженностью 9,8 км в станице Старомышастовской; изготовлена проектно-сметная документация на строительство разводящих газопроводных сетей на хуторе Карла Маркса (находится на госэкспертизе).
Не выполнены мероприятия по строительству разводящих газопроводов на хуторе Дальнем (не выделено финансирование в связи напряженностью бюджета Новвеличковского сельского поселения), по строительству двух питающих центров ПС 110/10 кВ «Станичная» в станице Динской и «Промышленная» в станице Новотитаровской (не выделено финансирование сетевой компанией ОАО «Кубаньэнерго», мероприятия переносятся на более поздний срок).
Выполненные мероприятия способствовали повышению уровня газификации в 2015 году до 95,0%, что выше значения 2012 года на 10,5 процентных пункта и соответствует намеченному целевому показателю.
На реализацию мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2013-2015 годах израсходовано 236,3 млн. руб., из которых средства краевого бюджета 130,8 млн. руб., средства местного бюджета 74,9 млн. руб. (районные – 16,3 млн. руб., поселенческие – 58,6 млн. руб.), внебюджетные средства 30,5 млн. руб.
По направлениям деятельности отрасли за трехлетний период:
в жилищном хозяйстве - выполнен ремонт 15 квартир муниципального жилого фонда в станице Динской и поселке Украинском. Объем израсходованных средств из районного бюджета 1,9 млн. руб.
Не выполнено запланированное мероприятие по капремонту многоквартирного жилья в 5 сельских поселениях (не выделено финансирование из НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и краевого бюджета);
в коммунальном хозяйстве–выполненывторая и третья очередистроительстваводопроводных сетей в станице Васюринской(протяженностью 28,7 км); строительство (4,7 км) и реконструкция (14,5 км) водопроводных сетей в станице Нововеличковской; строительство водозаборных сооружений, строительство (5,6 км) и реконструкция (3,5 км) водопроводных сетей в станицеНовотитаровской;строительство модульной котельной для теплоснабжения жилпоселка в станице Васюринской, блочной модульной котельной для теплоснабжения школы № 28 села Первореченского;технологическое перевооружение котельной № 16 в станице Динской со строительством части теплотрассы; газоснабжение котельной школы № 14 станицы Васюринской; изготовлена проектно-сметная документация на строительство котельных вместо устаревших для школ № 10 станицыВасюринской и № 38 станицы Нововеличковской (в 2015 году получены положительные заключения госэкспертизы).
Общий объем израсходованных средств на мероприятия по водоснабжению и водоотведению за 2013-2015 годы составил 156,1 млн. руб. (118,6 млн. руб. – краевой бюджет, 35,0 млн. руб. – бюджеты поселений, 2,5 млн. руб. – внебюджетные средства), мероприятия по теплоснабжению – 57,6 млн. руб. (5,5 млн. руб. – краевой бюджет, 14,4 млн. руб. – районный бюджет, 9,7 млн. руб. – поселенческие бюджеты, 28,0 млн. руб. – средства инвесторов).
Не выполнены в отчетном периоде мероприятия:
- по реконструкции водопроводных сетей в станице Динской (выполнялись текущие ремонтные работы), селе Красносельском, поселке Агроном (взамен выполнен ремонт водозаборной скважины в поселке Зарождение), селе Первореченском, станице Пластуновской (выполнена проектно-сметная документация на бурение скважин), станицеСтаромышастовской (приобретены трубы для заметы ветхих водопроводных сетей), поселке Южном;
- строительству трех блочных модульных котельных в поселке Агроном (строительство двух из них предполагалось за счет средств инвестора, намерения которого впоследствии изменились);
- по проектированию строительства водозаборов с разводящими сетями и очистных сооружений в мкр. Северный станицы Динской и мкр. Северный станицыНовотитаровской, реконструкции системы водоотведения станицыВасюринской, строительства блочных модульных котельных вместо устаревших котельных № 15 в поселке Украинском и № 37 в станицеВоронцовской;
- по капитальному ремонту ливневой системы и водоотводных уличных каналов в станице Динской (выполнялись текущие ремонтные работы); реконструкции очистных сооружений в поселке Южном (разработана проектно-сметная документация, отсутствует положительное заключение госэкспертизы).
Причиной не выполнения мероприятий является не выделение финансирования из местных и краевого бюджетов;
по благоустройству - построено 18,8 км и отремонтировано 2,0 км тротуаров в 8 сельских поселениях; построено 3,8 км и реконструировано 4,9 км линий уличного освещения в станицах Васюринской, Динской и Новотитаровской; обустроено 3 детские площадки в Новотитаровском сельском поселении. Объем израсходованных средств 20,6 млн. руб., из них из краевого бюджета 6,8 млн. руб., бюджетов поселений 13,8 млн. руб.
Не выполненными остались мероприятия по строительству тротуаров вМичуринском (поселок Вишняки), Нововеличковском (станицы Нововеличковская и Воронцовская), Новотитаровском (хутор Примаки) сельских поселениях из-за напряженности поселенческих бюджетов.
Большинство целевых индикаторов по инфраструктурной обеспеченности в части водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, наружного освещения и благоустройству достигнуты. Благодаря реализованным программным и непрограммным мероприятиям удалось в 2015 году снизить уровень износа водопроводных сетей до 49,9% (при предполагаемом значении 74,0%), канализационных сетей до 38,0% (при плане 78,0%), протяженность тепловых сетей, нуждающихся в замене до 3,6 км (при плане 4,0 км), увеличить протяженность освещенных частей улиц в населенных пунктах района до 263,2 км, что несколько ниже целевого показателя (на 2,5%), но на 7,1% превышает значение 2012 года.
Реализация мероприятий по обеспечению доступности жилья велась в рамках федеральной целевой программы «Жилище».Объем финансирования мероприятий по данному разделу за 2013-2015 годы составил 92,5 млн. руб., из них 76,1 млн. руб. - федеральные и краевые средства, 3,3 млн. руб. - средства местных бюджетов, 13,2 млн. руб. - собственные средства граждан.
За 2013-2015 годы число семей, улучшивших свои жилищные условия, составило 68, из них 12 молодых семей.
Целевые индикаторы по обеспечению жильем в большинстве своем достигнуты. Однако на протяжении отчетного периода наблюдается сокращение ввода жилья и обеспеченности жильем, количества и объема предоставленных жилищных, в том числе ипотечных, кредитов населению для приобретения (строительства) жилья. Негативное влияние на такое положение оказала общеэкономическая ситуация в стране, повлекшая за собой снижение реальных доходов и покупательной способности населения, замирания строительного рынка и рынка жилья. Вместе с этим, районный жилой фонд увеличился до 3613,4 тыс.кв.м общей площади, что больше на 14,1% по отношению к 2012 году и на 4,5% к целевому показателю, благодаря активному вводу жилья в 2012-2014 годах. Также за счет реализации программных мероприятий сокращена площадь муниципального жилья, нуждающегося в капитальном ремонте, до 46,7 кв.м (при плане 130,0 кв.м), сокращено число семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 446 (при плане 535), отсутствует в районе многоквартирное жилье, признанное в установленном порядке аварийным и ветхим. Семьям, имеющим трех и более детей, за 2013-2015 годы для жилищного строительства предоставлено 295 земельных участков.
В сфере архитектуры и градостроительствана реализацию программных мероприятий в 2013-2015 годах израсходовано 1,0 млн. руб. из бюджетов сельских поселений.
В отчетном периоде частично проведена работа по разработке схем и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в 6 сельских поселениях, не выполнены аналогичные мероприятия в Динском, Мичуринском, Первореченском и Старомышастовском сельских поселениях. Кроме того, выполнены мероприятия по обеспечению соответствия размещения офисов врачей общей практики в селеКрасносельском, станицеВоронцовскойи на хуторе Карла Маркса утвержденным генеральным планам и правилам землепользования и застройки соответственно Красносельского,Нововеличковского и Новотитаровскогосельских поселений.
Расход средств на реализацию мероприятий по разделу «Развитие экономики» за 2013-2015 годы составил 27,9 млн. руб., из них средства краевого бюджета (с учетом федеральных средств) 8,8 млн. руб. и районного бюджета 19,1 млн. руб. Намеченные мероприятия по разделу реализовались по трем направлениям «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Инвестиционное развитие» и «Создание и развитие сети МФЦ».
В части развития малого и среднего предпринимательстваза три года для субъектов малого и среднего бизнеса проведено 110 организационно-презентационных мероприятий, 142 ярмарки; организовано участие предпринимателей района в 15 краевых и российских мероприятиях; организовано обучение для 206 предпринимателей и их работников; размещено 162 публикации в средствах массовой информации и 119 - на сайте муниципального образования Динской район;создано 2 фильма о развитии малого бизнеса в районе, 3 телепередачи, 2 видеосюжета; размещено 4 информационных баннера о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса; оказана финансовая поддержка в форме субсидий 46 хозяйствующим субъектам за счет средств краевого и районного бюджетов в сумме 14,0 млн. руб. (краевые средства (с учетом федеральных) – 8,8 млн. руб., районные средства – 5,2 млн. руб.).
Общий объем израсходованных средств по направлению «Развитие малого и среднего предпринимательства» за 2013-2015 годы составил 14,9 млн. руб., из них средства краевого бюджета 8,8 млн. руб., средства районного бюджета 6,1 млн. руб.
Намеченные в сфере развития малого предпринимательства целевые индикаторы, в основном, выполнены. В отчетном периоде отмечена положительная динамика количества субъектов малого бизнеса. В 2015 году их численность достигла 6686 единиц или 103,5% к плану, однако по отношению к 2012 году это только 95,9% (проведены оптимизация базы и уточнение статистических данных). Численность работников, занятых в малом предпринимательстве, на конец отчетного периода в сравнении с 2012 годом снизилась на1,0% или до 9769 человек из-за сокращения количества субъектов малого бизнеса, при этом целевой показатель выполнен на 105,3%. В трехлетнем периоде наблюдается ежегодное сокращение общего объема расходов муниципального бюджета на развитие и поддержку малого предпринимательства (в расчете на 1 малое предприятие) по причине его напряженности. В 2015 году значение этого показателя составило 2031,7 руб. или 51,7% к 2012 году и к плану.
В рамках мероприятий в части инвестиционного развития муниципальное образование Динской район приняло участие в 8 международных презентационно-выставочных мероприятиях, наиболее продуктивным было участие в ежегодном инвестиционном форуме «Сочи».В 2013-2015 годах на форуме подписано 32 соглашения о намерениях реализации инвестиционных проектов на территории района с общим объемом инвестиций 12,3 млрд. руб., в том числе с объемом освоения в отчетном периоде 5,3 млрд. руб.Фактическое освоение на конец 2015 года составило 4,3 млрд. руб. или 81,1%.
Также с целью продвижения инвестиционного потенциала Динского района на постоянной основе проводилась работа по наполнению и сопровождению Инвестиционного портала в сети Интернет.
Не выполненным осталось мероприятие по формированию инвестиционнопривлекательных земельных участков из-за не выделения финансирования в связи с напряженностью районного бюджета.
Объем израсходованных средств из районного бюджета на реализацию мероприятий в сфере инвестиционного развития за 2013-2015 годы составил 9,1 млн. руб.
Целевые показатели, характеризующие инвестиционное развитие, по состоянию на конец отчетного периода выполнены в полном объеме.
За 2013-2015 годы в Динском районе реализовано 13 инвестиционных проектов, из них 8 крупных, общей стоимостью 17,5 млрд. руб.В настоящее время продолжается реализация 5 инвестиционных проектов с объемом капвложений 3,9 млрд. руб. За трехлетний период объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 11,9 млрд. руб., из них в 2015 году - 4,7 млрд. руб. или 122,2% к плану. Объем бюджетных инвестиций за три года достиг 528,5 млн. руб., в том числе в 2015 году – 168,9 млн. руб., что превышает индикатор в 9,3 раза. Объем инвестиций на душу населения в 2015 году достиг 34,1 тыс. руб. или 116,0% к плану.
В части развития сети МФЦ в 2013-2015 годах планировалось за счет краевого бюджета строительство 2 центров в станицахВасюринской и Новотитаровской, расширение площади МФЦ в станице Динской и создание 29 удаленных рабочих мест в семи сельских поселениях. Однако в связи с отсутствием краевого финансирования и ограниченными возможностями районного бюджета были изменены намерения: в отчетном периоде проведена оптимизация количества окон в соответствии с нормативами площади МФЦ в станице Динской и открыты 22 удаленных рабочих места МФЦ в остальных 9 сельских поселениях района.
Объем израсходованных средств из районного бюджета на реализацию мероприятий в сфере развития сети МФЦ за 2013-2015 годы составил 3,8 млн. руб.
Запланированные целевые индикаторы в сфере предоставления муниципальных услуг выполнены практически в полном объеме, за исключением количества многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (выполнение составило 50,0%). Благодаря реализованныммероприятиям достигнут 100-ный доступ граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
На выполнение мероприятий по развитию АПК в 2013-2015 годах израсходовано 265,2 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета (с учетом федеральных средств) 245,5 млн. руб., районного бюджета 1,6 млн. руб., внебюджетных средств18,1 млн. руб. Из общего объема израсходованных средств направлено на поддержку сельхозтоваропроизводителей 214,9 млн. руб., улучшение жилищных условий жителей сельской местности 48,7 млн. руб., создание условий для развития сельхозпроизводства 1,6 млн. руб.
В трехлетнем периоде субсидии по 7 видам государственной поддержки, направленной на развитие АПК (из них 1 вид предоставлялся только в 2013 году), предоставлены 400 получателям, из которых 67 относятся к сельскохозяйственным организациям и 333 - к субъектам малых форм хозяйствования.
По линии развития агропромышленного комплекса за счет средств федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2013-2015 годах улучшили жилищные условия 29 семей.
В рамках создания условий для развития сельскохозяйственного производства за счет средств районных программза отчетный период проведены: 6 обучающих семинаров-совещаний с участием ведущих ученых Кубанского аграрного университета,ежегодные районные конкурсы техников-осеменаторов по искусственному осеменению КРС и районный праздник «Урожай»,награждение и премирование победителей по уборке зерновых колосовых и зернобобовых культур, плодово-ягодных культур.
Реализация программных мероприятий способствовала положительной динамике развития сельского хозяйства в районе и выполнению намеченных целевых показателей. Объем продукции сельского хозяйства в 2015 году достиг 9,4 млрд. руб., что по отношению к 2012 году составляет 140,1%, план выполнен на 111,3%. Число личных подсобных хозяйств в районе сохранилось на уровне 2012 года – 38,7 тыс. единиц и соответствует плановому заданию. Численность занятых в личных подсобных хозяйствах на конец отчетного периода выросла до 43,2 тыс. человек или на 1,9% к 2012 году, индикатор превышен на 1,8%.
В рамках реализации мероприятий по разделу «Транспорт»в 2013 году подвижной состав районных перевозчиков пополнился 5 автомобилями ГАЗ «Луидор» на сумму 3,5 млн. руб. (средства перевозчиков). В 2014-2015 годах не выполнены запланированные мероприятия по приобретению автобусов для обслуживания городских и пригородных маршрутов регулярного сообщения из-за отсутствия финансовой возможности у перевозчиков.
Намеченные целевые индикаторы в транспортной отрасли на конец 2015 года не достигнуты. Отмечается положительная динамика объемауслуг, выполненного организациями транспорта. Данный показатель в 2015 году достиг 208,4 млн. руб., что выше на 4,7% значения 2012 года, но выполнение плана составило только 87,6%. На конец отчетного периода в сравнении с 2012 годом наблюдается снижение пассажирооборота до 54,5 млн. пассажиро-км (или на 8,7%) и количества перевезенных пассажиров до 2,3 млн. человек (или на 22,4%), целевые показатели выполнены соответственно на 89,4% и 75,6%. Негативное влияние на развитие пассажироперевозок оказали повышение уровня автомобилизации населения, реконструкция ФАД М-4 «Дон».
На реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства в 2013-2015 годах израсходовано 155,9 млн. руб., из которых краевые средства 88,0 млн. руб., средства бюджетов поселений67,9 млн. руб.
В трехлетнем периоде в рамках выделенных бюджетных ассигнований произведен капитальный ремонт и ремонт автодорог местного значения протяженностью 57,3 км в 10 сельских поселениях, ямочный ремонт дорожного покрытия площадью 816 кв.м в 2 поселениях, 21 дворового проезда к многоквартирным домам в 4 поселениях, отгрейдировано21,6 км дорог в 2 поселениях.
Реализованные мероприятия позволили обеспечить выполнение запланированных целевых показателей практически в полной мере. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2015 году составила 958,1 км, что на 1,1% больше уровня 2012 года и соответствует плану. Дороги федерального (18,8 км) и регионального (205,1 км) значения сохранили свою протяженность на уровне 2012 года и планового задания. Протяженность дорог местного значения увеличилась в 2015 году по отношению к 2012 году на 1,4% и достигла 734,2 км, план выполнен на 100,0%. Удельный вес дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, снизился до 60,0% (в 2012 году – 63,0%). Единственным показателем, целевое значение которого не достигнуто, является протяженность отремонтированных муниципальных дорог. В 2015 году предполагалось отремонтировать 52,2 км, фактически отремонтировано 18,1 км, план выполнен всего на 34,7%. Причиной не достижения целевого индикатора является сокращение объема краевого софинансирования и ограниченные возможности поселенческих бюджетов.
На реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне в 2013-2015 годах израсходовано 2,3 млн. руб. районного бюджета.
В рамках запланированных мероприятий в отчетном периоде выполнены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приобретено имущество муниципального пункта временного размещения пострадавшего населения, 30 единиц технических средств для подвижного пункта питания, имущество для обеспечения деятельности оперативного штаба при ликвидации ЧС и осуществлена установка оборудования, приобретены 4 комплекта приборов радиационной и химической разведки, для информирования населения приобретены 26 настенных панелей «Бегущая строка», изданыинформационные буклеты по тематике действий по ГО и ЧС в количестве 6 тыс. экземпляров, памяткипо безопасности детей начальных классов средних школ.
По рассматриваемому разделу не выполнены мероприятия по формированию резерва финансовых средств администрации муниципального образования Динской район для ликвидации последствий ЧС, резерва материальных средств (медикаментов и медицинского имущества), оборудованию и содержанию помещения для хранения резерва материальных средств, оформлению паспортов на 8 защитных сооружений ГО в связи с тем, что не выделены средства из-за напряженности районного бюджета.
В области информатизации в 2013-2015 годах обеспечена работоспособность имеющихся информационных систем, введены в эксплуатацию информационные системы, позволяющие повысить производительность труда, произведена модернизация аппаратной и программной платформы вычислительных ресурсов администрации муниципального образования Динской район. Фактический объем расходов из районного бюджета на выполнение мероприятий за отчетный период составил 9,2 млн. руб.
В рамках Программыутверждена реализация 33 инвестиционных проектов (данные представлены в приложении № 2 к отчету).За 2013-2015 годыреализовано 22 проекта, в стадии реализации находятся 4 проекта. Из общего количества утвержденных инвестпроектов приостановлена реализация по 4 проектам (из них по 3 продлены сроки реализации). По 3 проектам расторгнуты соглашения ввиду того, что инвесторы не приступили к их реализации в запланированные сроки (в 2 случаях), и в 1 случае – в связи с банкротством инвестора.Общий объем освоенных инвестиций на конец отчетного периода составил 17,3 млрд. руб. Социальная эффективность – создано 1690 рабочих мест.
В целом оценка промежуточных результатов реализации Программы за 2013-2015 годы(приложение № 3 к отчету) показала,что фактически достигнутые значения по преимущественному большинству утвержденных целевых индикаторов достигнуты. Такому положению дел в районе способствуют сохранение стабильного экономического развития, активное развитие инвестиционной деятельности, реализация национальных проектов и бюджетных целевых программ всех уровней, оказание мер государственной поддержки по многим направлениям деятельности и др.
В базовых секторах экономики достигнутые результаты демонстрируют устойчивое развитие. В 2015 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по базовым видам экономической деятельности достиг 45,3 млрд. руб., что превышает уровень 2012 года в 1,6 раза и целевой показатель в 1,3 раза. В отчетном периоде активное развитие наблюдалось в промышленности (объем отгруженной продукции вырос до 16,8 млрд. руб. – 170,6% к 2012 году и 132,6% к плану), розничной торговле (оборот достиг 11,9 млрд. руб. – 148,5% к 2012 году и 108,6% к плану), сельском хозяйстве (объем продукции увеличился до 9,4 млрд. руб. – 140,1% к 2012 году и 111,3% к плану), строительстве (объем выполненных работ крупными и средними организациями достиг 5,9 млрд. руб., что в 2,3 раза превышает уровень 2012 года и в 9,8 раза плановый показатель).
Наряду с развитием экономики показатели уровня жизни жителей района также характеризуются положительной динамикой. Опережающими темпамиприросласреднегодовая численность населения, достигнув в 2015 году 137,4 тыс. человек (106,4% к 2012 году и 105,2% к плану).В районе за последние несколько лет наблюдается естественная прибыль населения. Общий коэффициент рождаемости в 2015 году составил 13,1 родившихся на 1 тыс. населения – это выше значения 2012 года и плана на 2,3%. Коэффициент смертности снизился до 13,0 умерших на 1 тыс. населения (в 2012 году – 13,3).
Среднегодовая численность занятых в экономике в сравнении с 2012 годом увеличилась на 1,2% и достигла 34,9 тыс. человек. Вырослисреднедушевые денежные доходы до 12,3 тыс. руб. (122,4% к 2012 году) и номинальная заработная плата до 22,3 тыс. руб. (118,8% к 2012 году). Однако из-за кризисных явлений в экономике сократилась реальная заработная плата до 88,8% в 2015 году (в 2012 году - 114,0%).
Подводя итоги, результаты проведенного мониторинга выполнения Программы за 2013-2015 годысвидетельствуют о том, чтонесмотря на экономические сложности, финансовые и бюджетные ограничения намеченные планы,основные направления и приоритеты, сформулированные в Программе и Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Динской район до 2020 года, реализуются испособствуют достижению главной стратегической цели – кардинальному повышению качества жизни жителей Динского района.
Глава муниципального образования
Динской район С.В. Жиленко