ОТЧЕТ
о ходе реализации Программы социально-экономического развития муниципального образования Динской район на 2013-2017 годы
по состоянию на 31 декабря 2016 года
(рассмотрен на сессии Совета муниципального образования Динской район 31.05.2017)
Программа социально-экономического развития муниципального образования Динской район на 2013-2017 годы (далее Программа) принята решением Совета муниципального образования Динской район от 30 октября 2013 года № 530-47/2 в целях реализации основных направлений социально-экономического развития муниципального образования Динской район, определенных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Динской район на период до 2020 года.
Мониторинг реализации Программы по состоянию на 31 декабря 2016 года (за 2013-2016 годы) осуществлен по трем направлениям и подробно представлен в приложениях к отчету:
1) реализация мероприятий, утвержденных Программой (приложение №1);
2) реализация инвестиционных проектов, утвержденных Программой (приложение № 2);
3) мониторинг целевых индикаторов Программы (приложение № 3).
Программой предусмотрено к реализации в 2013-2017 годах 136 мероприятий по 17 направлениям деятельности, из них на период 2013-2016 годов – 127 мероприятий.
Фактически за 2013-2016 годы выполнено 68 мероприятий, выполнено частично 23 мероприятия, не выполнено 36 мероприятий. Общее выполнение мероприятий Программы (с учетом выполненных частично) составило 71,7%, в том числе по основным направлениям:
100,0%-ое выполнение по 8 направлениям: семья и детство (выполнено 3 мероприятия из 3 намеченных); молодежная политика (2 из 2); физическая культура и спорт (5 из 5); занятость населения (3 из 3); обеспечение доступности жилья (2 из 2); развитие АПК (8 из 8); транспорт (2 из 2); дорожное хозяйство (1 из 1); информатизация – (2 из 2);
предупреждение ЧС и гражданская оборона – 90,0% (9 из 10);
развитие экономики – 83,3% (5 из 6);
архитектура и градостроительство – 80,0% (4 из 5);
здравоохранение – 71,4% (5 из 7);
образование – 64,0% (16 из 25);
топливно-энергетический комплекс – 60,0% (3 из 5);
жилищно-коммунальное хозяйство – 53,1% (17 из 32);
культура – 44,4% (4 из 9).
Всего на реализацию мероприятий Программы за 2013-2016 годы было израсходовано 2080,6 млн. руб., из них: краевой бюджет (с учетом федеральных средств) 1250,1 млн. руб. (60,1%), местный бюджет (районные и поселенческие средства) 510,8 млн. руб. (24,5%), внебюджетные средства 319,7 млн. руб. (15,4%).
Больше всего финансовых средств в отчетном периоде было направлено на реализацию мероприятий в сферах: образования – 21,4% (444,9 млн. руб.), развития АПК – 16,7% (346,3 млн. руб.), семьи и детства – 13,0% (271,1 млн. руб.), жилищно-коммунального хозяйства – 13,0% (269,5 млн. руб.), дорожного хозяйства – 9,3% (192,6 млн. руб.).
Выполнение программных мероприятий и целевых индикаторов в разрезе основных направлений по состоянию на 31 декабря 2016 года характеризуется следующей ситуацией.
За 2013-2016 годы на реализацию мероприятий по здравоохранению израсходовано 66,7 млн. руб., из них средства краевого бюджета 28,6 млн. руб., районного бюджета 14,3 млн. руб., внебюджетные средства 23,7 млн. руб.
В отчетном периоде произведен окончательный расчет по капитальному ремонту районной поликлиники, выполнены капитальные ремонты Васюринской и Старомышастовской участковых больниц, строительство офисов врачей общей практики в селе Красносельском и станице Воронцовской, приобретено медицинское оборудование на 30,1 млн. руб. Частично выполнен ремонт Новотитаровской районной больницы № 1 (в 2015 году произведен текущий ремонт детской поликлиники за счет внебюджетных средств в сумме 968,4 тыс. руб., в 2016 году – заменено 74 оконных блока, выполнен ремонт лаборатории за счет средств районного бюджета и внебюджетных средств в сумме 2,8 млн. руб.).
По причине не выделения ассигнований из краевого бюджета не выполнены мероприятия по строительству офисов врачей общей практики на хуторе Карла Маркса и в селе Первореченском, капитальному ремонту Нововеличковской участковой больницы. Также из-за отсутствия финансирования из краевого и районного бюджетов не осуществлено приобретение квартир для медицинских работников (в 2015-2016 годах предполагалось приобретение 8 двухкомнатных и 8 однокомнатных квартир).
Реализованные мероприятия способствовали повышению качества оказываемых медицинских услуг и достижению части намеченных целевых индикаторов. Выполнены показатели по вводу в эксплуатацию офисов врачей общей практики, сокращению срока ожидания приезда скорой помощи. Однако отмечено снижение показателей обеспеченности средним медперсоналом, врачами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больничными койками, а по последним двум – и значительное отставание от плановых значений. Причинами такого положения являются проведение оптимизации штатной численности медицинских работников и опережающий рост численности населения района.
Благодаря реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации и мероприятий соответствующей «дорожной карты» в отчетном периоде наблюдается положительная динамика уровня заработной платы медицинских работников. По итогам 2016 года заработная плата врачей составила 32040,2 руб. (163,2% к 2012 году), среднего медицинского персонала 19771,0 руб. (136,0% к 2012 году) и младшего медицинского персонала 13137,2 руб. (175,8% к 2012 году). Но вместе с этим целевые индикаторы Программы не достигнуты по причине снижения в 2015 году среднего уровня заработной платы по Краснодарскому краю и внесения соответствующих понижающих корректировок в «дорожную карту».
Расход средств на реализацию мероприятий Программы в сфере образования за 2013-2016 годы составил 444,9 млн. руб., из общей суммы ассигнования из краевого бюджета - 179,6 млн. руб., районного бюджета – 148,3 млн. руб., внебюджетные средства – 117,0 млн. руб.
В сфере дошкольного образования в отчетном периоде выполнены: реконструкция здания школы-интерната в станице Нововеличковской под размещение детского сада № 9, капитальные ремонты детских садов № 18 в поселке Найдорф, № 5 в станице Пластуновской и № 61 на хуторе Карла Маркса, построен и введен детский сад № 37 в станице Старомышастовской. Вне программных мероприятий выполнен капитальный ремонт детского сада № 4 в станице Динской. В результате реализованных мероприятий вместимость сети дошкольных учреждений увеличилась на 350 мест.
Изготовлена проектно-сметная документация для строительства детских садов в станице Васюринской на 80 мест, поселке Зарождение на 80 мест, станице Новотитаровской на 200 мест, по всем проектам получены положительные заключения госэкспертизы, однако из-за отсутствия софинансирования строительства объектов из бюджета Краснодарского края мероприятия не реализованы в полном объеме.
Не выполненными остались мероприятия по проектированию и строительству 9 детских садов: в станице Динской на 240 мест и два по 120 мест, в станице Новотитаровской на 80 мест, в станице Пластуновской на 120 мест, в станице Старомышастовской на 120 мест, в поселке Агроном на 80 мест, в поселке Южном на 60 и 320 мест. Реализация этих мероприятий перенесена на более поздние сроки, внесены соответствующие изменения в «дорожную карту».
Целевые индикаторы по развитию дошкольного образования на конец 2016 года в основном выполнены. В результате предпринятых в отчетном периоде мер обеспечен 100,0%-ный охват детей в возрасте от 3-7 лет дошкольными учреждениями, количество групп альтернативных моделей в 2016 году составило 143 единицы, что в 1,6 раза больше по отношению к 2012 году. Вместе с тем из-за стремительного роста детского населения увеличилась очередность детей от 0 до 7 лет для определения в дошкольные учреждения на 1,2% к 2012 году. Заработная плата педагогических работников дошкольного образования в 2016 году достигла 26803,0 руб., что в 1,9 раза превышает уровень 2012 года.
В части развития системы дополнительного образования детей проведены ремонтные работы и приобретено оборудование для 6 учреждений с общим объемом расходов 2,3 млн. руб.
В сфере общего образования в 2013-2016 годах в учреждениях проведены капитальные ремонты и ремонты учебных кабинетов, внутренних помещений, пищеблоков, спортзалов и спортплощадок, фасадов и входных крылец; замена оконных блоков; ремонты кровли, инженерных коммуникаций; работы по устройству внутренних туалетов; установка систем видеонаблюдения, локальных вычислительных сетей, приборов учета тепловой энергии; ремонт наружного освещения; ремонт и замена ограждений; созданы условия для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, построены модульные котельные для 3 школ, спортивный зал в школе № 13. Приобретены 108,9 тысячи экземпляров учебников, спортивное, музыкальное, учебное оборудование, мебель, технические средства обучения и компьютерная техника. В 2015-2016 годах для осуществления подвоза учащихся приобретены 10 школьных автобусов для 7 образовательных учреждений.
Общий объем средств, направленных на укрепление и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, составил 266,7 млн. руб., из них средства краевого бюджета 139,9 млн. руб., районного бюджета 109,0 млн. руб., внебюджетные средства 17,8 млн. руб. Данные меры позволили организовать образовательный процесс в учреждениях на более современном уровне и создать благоприятные условия для участников образовательного процесса.
В целях создания условий для предоставления населению услуг по реализации программ общего образования в 2013-2015 годах выполнено строительство пристроек к зданиям школ № 15 в поселке Южном на 2 учебных класса и № 21 в селе Красносельском на 120 ученических мест. В 2016 году разработана проектно-сметная документация на строительство средней общеобразовательной школы в поселке Южном на 1100 мест, по которой в настоящее время получено положительное заключение госэкспертизы.
В 2013-2016 годах проводилась работа по повышению профессионального уровня работников образовательных учреждений. Курсы повышения квалификации прошли 843 педагога дошкольных и общеобразовательных учреждений и 27 руководителей образовательных учреждений.
Целевые индикаторы, характеризующие развитие общего образования, за отчетный период выполнены по количеству общеобразовательных учреждений, в которых произведен капитальный ремонт, по численности учащихся, приходящихся на 1 учителя.
В 2016 году в целях обеспечения благоприятных условий для участников образовательного процесса произведен капитальный ремонт в 12 учреждениях (при плановом количестве – 2).
Показатель соотношения «ученик-учитель» по итогам 2016 года вырос на 13,4% к 2012 году и составил 18,1 единиц, что свидетельствует об эффективном расходовании бюджетных средств.
Несмотря на предпринятые в 2016 году меры по ликвидации второй смены (вследствие обеспечения эффективного использования помещений образовательных учреждений и оптимизации расписания учебных занятий дополнительно организовано 325 ученических мест) и увеличение доли обучающихся в первой смене на 1,9% к 2015 году, целевой показатель по проценту обучающихся в первую смену не достигнут вследствие увеличения контингента обучающихся. Также не выполнен показатель по строительству общеобразовательных учреждений.
В 2016 году заработная плата педагогических работников общего образования выросла на 8,1% к 2015 году и на 23,3% к 2012 году и составила 30405,0 руб. Целевой индикатор выполнен на 103,2%.
На реализацию программных мероприятий по разделу «Семья и детство» за 2013-2016 годы израсходовано 271,1 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета 160,4 млн. руб., местного бюджета 37,4 млн. руб. (районного бюджета 35,7 млн. руб., бюджетов поселений 1,7 млн. руб.), внебюджетные средства 73,3 млн. руб.
За 2013-2016 годы обеспечены жильем 104 человека из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечен 100%-ный охват детей в возрасте от 7 до 18 лет отдыхом, оздоровлением и занятостью и 100%-ный охват детей-сирот подвозом к местам отдыха и обратно. Отдыхом, оздоровлением и занятостью в отчетном периоде было охвачено около 54,0 тысячи детей в возрасте от 7 до 18 лет, подвоз к местам отдыха и обратно был организован для 204 детей-сирот.
Общий объем средств, израсходованный на реализацию мероприятий молодежной политики, за 2013-2016 годы составил 13,9 млн. руб., из них 8,3 млн. руб. - средства районного бюджета и 5,6 млн. руб. - средства бюджетов сельских поселений.
В рамках работы с молодежью за счет районных средств в четырехлетнем периоде проведено 2366 мероприятий (количество участников которых выросло с 59 тысяч в 2013 году до 80 тысяч в 2016 году), трудоустроен 1071 несовершеннолетний, оздоровлено более 1500 молодых людей в оздоровительных лагерях, профильных краевых сменах, туристских походах. В летний период обеспечена работа 29 молодежных дворовых площадок, 21 подростково-молодежного клуба.
В сельских поселениях за 2013-2016 годы проведено более 2100 мероприятий для молодежи, трудоустроено 322 несовершеннолетних, произведены текущие ремонты и укомплектование спортинвентарем дворовых площадок.
За 2013-2016 годы расход средств на реализацию мероприятий по разделу «Физическая культура и спорт» составил 35,2 млн. руб., из них средства краевого бюджета 20,6 млн. руб., местного бюджета 9,6 млн. руб. (районные средства 6,3 млн. руб., поселенческие – 3,3 млн. руб.), внебюджетные средства 5,0 млн. руб.
В отчетном периоде приобретены 2 автобуса для нужд Центра подготовки спортсменов и Детско-юношеской спортивной школы № 1, выполнен капитальный ремонт футбольного поля Детско-юношеской спортивной школы, построены 2 многофункциональных спортивных площадки в станице Динской и в станице Старомышастовской, подготовлена проектно-сметная документация на строительство многофункциональной спортивной площадки в поселке Украинском, выполнено строительство пристройки спортивного зала площадью 1000 квадратных метров к школе № 13 станицы Васюринской, обеспечено участие в спортивных мероприятиях краевого уровня по культивируемым видам спорта 551 спортсмена района.
Намеченные целевые показатели в сфере физической культуры и спорта – уровень обеспеченности спортивными залами, плавательными бассейнами, удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом - достигнуты, за исключением уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями. По итогам 2016 года данный показатель в районе составил 74,9% к социальному нормативу при предполагаемом 82,6%. Не достижение связано со строительством ряда новых площадок взамен ранее существовавшим, а также перенесением строительства многофункциональной спортивной площадки в поселке Украинском на 2017 год.
В сфере культуры за 2013-2016 годы расход средств на реализацию программных мероприятий составил 129,5 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета 107,7 млн. руб., местного бюджета 21,6 млн. руб. (район – 9,4 млн. руб., поселения – 12,2 млн. руб.), внебюджетные средства 250,7 тыс. руб.
Наибольший объем средств 118,6 млн. руб. (91,5%) направлен на создание благоприятных условий для привлечения кадров муниципальных учреждений культуры (повышение оплаты труда). Стимулирующие надбавки в течение четырехлетнего периода получали 612 работников учреждений культуры районного и поселенческого уровней.
Также в 2013-2016 годах в учреждениях культуры выполнены запланированные текущие ремонты, приобретены необходимые оборудование и технические средства, объем израсходованных средств составил 10,7 млн. руб. (районный бюджет 6,7 млн. руб., бюджеты поселений 3,8 млн. руб.), проведена аттестация 86 рабочих мест в 23 учреждениях.
Не выполнены за истекших четыре года мероприятия по капитальному ремонту Дома культуры станицы Нововеличковской (по решению Арбитражного суда Дом культуры возвращен в собственность СПК «Колос», предусмотренные средства перенаправлены на другие цели) и Дома культуры поселка Агроном (не выделено финансирование из бюджета Мичуринского сельского поселения и краевого бюджета), строительству детской школы искусств в станице Новотитаровской (не выделены ассигнования из районного и краевого бюджетов), газификации районного киноцентра (предварительно необходима установка ГРС, выполнение которой предполагается в 2017-2018 годах) и строительству малого зала в киноцентре (не выделены ассигнования из районного и краевого бюджетов).
Целевые индикаторы, характеризующие развитие отрасли культуры, за отчетный период не достигнуты. Количество учреждений культуры и искусства сократилось до 39 (при предполагаемом количестве 40) ввиду слияния МБУК ДЦК и МБУ КДО Динского сельского поселения. На протяжении 2013-2016 годов наблюдается снижение охвата детей школьного возраста эстетическим воспитанием ввиду опережающего роста детского населения. В 2016 году охват составил 12,0%, что ниже намеченного показателя на 1,0 процентных пункта и уровня 2012 года на 0,6 процентных пункта.
Отмечена положительная динамика заработной платы работников культуры. В 2016 году ее уровень достиг 18837,9 руб., что в 1,7 раза больше по отношению к значению 2012 года. Однако целевой показатель (24026,0 руб.) не достигнут в связи со снижением среднего уровня заработной платы по Краснодарскому краю и понижением целевых показателей «дорожной карты».
На выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения района в 2013-2016 годах направлено 31,5 млн. руб., из которых 3,5 млн. руб. - средства краевого бюджета, 9,6 млн. руб. - местного бюджета (район - 5,3 млн. руб., поселения – 4,3 млн. руб.), 18,4 млн. руб. - средства работодателей.
За отчетный период трудоустроены на общественные работы 969 человек, временно трудоустроены 2699 несовершеннолетних, в том числе с материальной поддержкой службы занятости, трудоустроены на временные работы 239 человек, испытывающих трудности в поиске работы.
Результатом реализации мероприятий в сфере занятости населения является снижение уровня регистрируемой безработицы. В 2016 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к 2012 году снизился на 0,4% и достиг 0,5%, при этом опередив целевой показатель на 0,3%.
Объем средств, израсходованный в 2013-2016 годах, на выполнение мероприятий по разделу «Топливно-энергетический комплекс» составил 83,4 млн. руб., из них средства краевого бюджета 59,5 млн. руб., средства местного бюджета (бюджеты поселений) 22,1 млн. руб., внебюджетные средства 1,8 млн. руб.
В части газификации населенных пунктов в четыре года выполнены: строительство газопроводов протяженностью 33,9 км на хуторах Осечки, Примаки и Карла Маркса; строительство распределительного газопровода среднего и низкого давления протяженностью 11,8 км и ПГБ-3 в станице Васюринской; строительство 2-ой очереди внутрипоселкового газопровода протяженностью 9,8 км в станице Старомышастовской.
Не выполнены мероприятия по строительству разводящих газопроводов на хуторе Дальнем (не выделено финансирование в связи напряженностью бюджета Нововеличковского сельского поселения), по строительству четырех питающих центров ПС 110/10 кВ «Станичная» в станице Динской, «Промышленная» в станице Новотитаровской, «Цветочная» в поселке Агроном, «Парковая» в станице Пластуновской (не выделено финансирование сетевой компанией ОАО «Кубаньэнерго», мероприятия переносятся на более поздний срок).
Выполненные мероприятия способствовали доведению уровня газификации в 2016 году до 95,0%, что выше значения 2012 года на 10,5 процентных пункта, но немного отстает от намеченного целевого показателя.
На реализацию мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2013-2016 годах израсходовано 269,5 млн. руб., из которых средства краевого бюджета 139,5 млн. руб., средства местного бюджета 99,4 млн. руб. (районные – 28,9 млн. руб., поселенческие – 70,5 млн. руб.), внебюджетные средства 30,6 млн. руб.
По направлениям деятельности отрасли за четырехлетний период:
в жилищном хозяйстве - выполнен ремонт 15 квартир муниципального жилого фонда в станице Динской и поселке Украинском. Объем израсходованных средств из районного бюджета 1,9 млн. руб.
Не выполнено запланированное мероприятие по капремонту многоквартирного жилья в 5 сельских поселениях (не выделено финансирование из НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов»);
в коммунальном хозяйстве – выполнены: строительство и ввод в эксплуатацию водопроводных сетей в станице Васюринской (протяженностью 28,7 км); строительство (4,7 км) и реконструкция (16,2 км) водопроводных сетей, установка погружного насоса на артезианской скважине № 5028 в станице Нововеличковской; строительство и ввод в эксплуатацию водозаборных сооружений, строительство (5,6 км) и реконструкция (3,5 км) водопроводных сетей в станице Новотитаровской; ремонт 2,5 км водопровода станице Пластуновской; реконструкция 6,5 км водопроводной сети в поселке Южном; строительство модульной котельной для теплоснабжения жилпоселка в станице Васюринской, блочных модульных котельных для теплоснабжения школ № 28 села Первореченского, № 10 станицы Васюринской, № 38 станицы Нововеличковской; технологическое перевооружение котельной № 16 в станице Динской со строительством части теплотрассы; газоснабжение котельной школы № 14 станицы Васюринской.
Общий объем израсходованных средств за 2013-2016 годы на мероприятия по водоснабжению и водоотведению составил 169,0 млн. руб. (126,8 млн. руб. – краевой бюджет, 39,7 млн. руб. – бюджеты поселений, 2,5 млн. руб. – внебюджетные средства), мероприятия по теплоснабжению – 70,3 млн. руб. (5,5 млн. руб. – краевой бюджет, 27,1 млн. руб. – районный бюджет, 9,7 млн. руб. – поселенческие бюджеты, 28,0 млн. руб. – средства инвесторов).
Не выполнены в отчетном периоде мероприятия:
- по реконструкции и строительству водопроводных сетей в станице Динской (выполнялись текущие ремонтные работы), селе Красносельском, поселке Агроном (взамен выполнен ремонт водозаборной скважины в поселке Зарождение, произведена замена водопроводных сетей 0,12 км), селе Первореченском, станице Старомышастовской (приобретены трубы для заметы ветхих водопроводных сетей);
- по строительству трех блочных модульных котельных в поселке Агроном (строительство двух из них предполагалось за счет средств инвестора, намерения которого впоследствии изменились);
- по проектированию и строительству водозаборов с разводящими сетями и очистных сооружений в мкр. Северный станицы Динской и мкр. Северный станицы Новотитаровской, проектированию и реконструкции системы водоотведения станицы Васюринской, проектированию и строительству блочных модульных котельных вместо устаревших котельных № 15 в поселке Украинском и № 37 в станице Воронцовской;
- по капитальному ремонту ливневой системы и водоотводных уличных каналов в станице Динской (выполнялись текущие ремонтные работы); реконструкции очистных сооружений в поселке Южном (разработана проектно-сметная документация, отсутствует положительное заключение госэкспертизы).
Причиной не выполнения мероприятий является не выделение финансирования из местных и краевого бюджетов;
по благоустройству - построено 22,1 км и отремонтировано 2,2 км тротуаров в 8 сельских поселениях; построено 4,7 км и реконструировано 4,9 км линий уличного освещения в станицах Васюринской, Динской и Новотитаровской; обустроено 5 спортивно-игровых площадок в Новотитаровском сельском поселении. Объем израсходованных средств на благоустройство населенных пунктов района за 2013-2016 годы составил 28,3 млн. руб., из них из краевого бюджета 7,3 млн. руб., бюджетов поселений 21,0 млн. руб.
Вне программных мероприятий в 6 сельских поселениях (Васюринское, Красносельское, Мичуринское, Нововеличковское, Пластуновское, Южно-Кубанское) в 2016 году обустроено 5 спортивно-игровых площадок, приобретено игровое оборудование, произведен ремонт 5 детских игровых площадок. Объем израсходованных средств из бюджетов поселений – 1,8 млн. руб.
Большинство целевых индикаторов по инфраструктурной обеспеченности в части водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, наружного освещения и благоустройству достигнуты. Благодаря реализованным программным и непрограммным мероприятиям удалось в 2016 году снизить уровень износа канализационных сетей до 39,6% (при предполагаемом значении 76,0%), протяженность тепловых сетей, нуждающихся в замене, до 2,0 км (при плане 4,0 км), увеличить протяженность освещенных частей улиц в населенных пунктах района до 278,0 км, что соответствует целевому показателю и на 13,1% превышает значение 2012 года.
Реализация мероприятий по обеспечению доступности жилья велась в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Объем финансирования мероприятий по данному разделу за 2013-2016 годы составил 132,0 млн. руб., из них 110,5 млн. руб. - федеральные и краевые средства, 5,0 млн. руб. - средства местных бюджетов, 16,5 млн. руб. - собственные средства граждан.
За 2013-2016 годы число семей, улучшивших свои жилищные условия, составило 93, из них 16 молодых семей.
Целевые индикаторы по обеспечению жильем в большинстве своем достигнуты. Однако на протяжении отчетного периода наблюдается сокращение ввода жилья и обеспеченности жильем, количества и объема предоставленных жилищных, в том числе ипотечных, кредитов населению для приобретения (строительства) жилья. Негативное влияние на такое положение оказала общеэкономическая ситуация в стране, повлекшая за собой снижение реальных доходов и покупательной способности населения. Вместе с этим, районный жилой фонд увеличился до 3642,5 тыс.кв.м общей площади, что больше на 15,1% по отношению к 2012 году и на 2,3% к целевому показателю, благодаря активному вводу жилья в 2012-2014 годах. Также за счет реализации программных мероприятий и уточнения списков «очередников» сокращено число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 431 (при плане 540). В районе отсутствует многоквартирное жилье, признанное в установленном порядке аварийным и ветхим. Семьям, имеющим трех и более детей, за 2013-2016 годы для жилищного строительства предоставлено 384 земельных участка.
В сфере архитектуры и градостроительства на реализацию программных мероприятий в 2013-2016 годах израсходовано 1,7 млн. руб. из бюджетов сельских поселений.
В отчетном периоде проведена работа по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в 4 сельских поселениях (Красносельское, Мичуринское, Новотитаровское, Южно-Кубанское), в 6 поселениях разработаны и утверждены схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (в Старомышастовском сельском поселении и схема электроснабжения). Выполнены мероприятия по обеспечению соответствия размещения офисов врачей общей практики в селе Красносельском, станице Воронцовской и на хуторе Карла Маркса утвержденным генеральным планам и правилам землепользования и застройки соответственно Красносельского, Нововеличковского и Новотитаровского сельских поселений. В 2016 году не выполнено аналогичное мероприятие по обеспечению размещения офиса врача общей практики в селе Первореченском.
Расход средств на реализацию мероприятий по разделу «Развитие экономики» за 2013-2016 годы составил 35,7 млн. руб., из них средства краевого бюджета (с учетом федеральных средств) 14,8 млн. руб. и районного бюджета 20,9 млн. руб. Намеченные мероприятия по разделу реализовались по трем направлениям «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Инвестиционное развитие» и «Создание и развитие сети МФЦ».
В части развития малого и среднего предпринимательства за четыре года для субъектов малого и среднего бизнеса проведены 141 организационно-презентационное мероприятие, 246 ярмарок; организовано участие предпринимателей района в 29 краевых и российских мероприятиях; организовано обучение для 226 предпринимателей и их работников; размещено 253 публикации в средствах массовой информации и 227 - на сайте муниципального образования Динской район; создано 2 фильма о развитии малого бизнеса в районе, 3 телепередачи, 6 видеосюжетов и видеороликов; размещено 8 информационных баннеров о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса; оказана финансовая поддержка в форме субсидий 54 хозяйствующим субъектам за счет средств краевого и районного бюджетов в сумме 20,7 млн. руб. (краевые средства (с учетом федеральных) – 14,8 млн. руб., районные средства – 5,9 млн. руб.).
Общий объем израсходованных средств по направлению «Развитие малого и среднего предпринимательства» за 2013-2016 годы составил 21,7 млн. руб., из них средства краевого бюджета 14,8 млн. руб., средства районного бюджета 6,9 млн. руб.
Намеченные в сфере развития малого предпринимательства целевые индикаторы, в основном, выполнены. В отчетном периоде отмечена положительная динамика количества субъектов малого бизнеса. В 2016 году их численность достигла 6862 единицы или 105,9% к плану, однако по отношению к 2012 году это только 98,4% (проведены оптимизация базы и уточнение статистических данных). Численность работников, занятых в малом предпринимательстве, на конец отчетного периода в сравнении с 2012 годом выросла на 4,5% или до 10309 человек, целевой показатель выполнен на 110,6%. В четырехлетнем периоде наблюдается ежегодное сокращение общего объема расходов муниципального бюджета на развитие и поддержку малого предпринимательства (в расчете на 1 малое предприятие) по причине его напряженности. В 2016 году значение этого показателя составило 1003,8 руб. или 25,5% к 2012 году и 25,4% к плану.
В рамках мероприятий в части инвестиционного развития муниципальное образование Динской район в 2013-2016 годах приняло участие в 9 международных презентационно-выставочных мероприятиях, наиболее продуктивным было участие в ежегодном инвестиционном форуме «Сочи». В 2013-2016 годах на форуме подписано 47 соглашений о намерениях реализации инвестиционных проектов на территории района с общим объемом инвестиций 14,6 млрд. руб., в том числе с объемом освоения в отчетном периоде 6,1 млрд. руб. Фактическое освоение на конец 2016 года составило 4,8 млрд. руб.
Также с целью продвижения инвестиционного потенциала Динского района на постоянной основе проводилась работа по наполнению и сопровождению Инвестиционного портала в сети Интернет.
Не выполненным осталось мероприятие по формированию инвестиционно привлекательных земельных участков из-за не выделения финансирования в связи с напряженностью районного бюджета.
Объем израсходованных средств из районного бюджета на реализацию мероприятий в сфере инвестиционного развития за 2013-2016 годы составил 10,2 млн. руб.
За 2013-2015 годы в Динском районе реализовано 13 инвестиционных проектов, из них 8 крупных, общей стоимостью 17,5 млрд. руб. В 2016 году продолжилась реализация 17 инвестиционных проектов с объемом капвложений 8,6 млрд. руб. За четыре года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 14,1 млрд. руб., из них в 2016 году – 2,9 млрд. руб. или 71,4% к 2015 году и 70,7% к плану. Соответственно снизился объем инвестиций на душу населения, в 2016 году достигнув 18,2 тыс. руб. (58,3% к плану). Объем бюджетных инвестиций за отчетный период достиг 521,8 млн. руб., в том числе в 2016 году – 51,7 млн. руб., что превышает индикатор в 2,8 раза.
В части развития сети МФЦ в 2013-2015 годах планировалось за счет краевого бюджета строительство 2 центров в станицах Васюринской и Новотитаровской, расширение площади МФЦ в станице Динской и создание 29 удаленных рабочих мест в семи сельских поселениях. Однако в связи с отсутствием краевого финансирования и ограниченными возможностями районного бюджета были изменены намерения: в 2014-2015 годах проведена оптимизация количества «окон» в соответствии с нормативами площади МФЦ в станице Динской и открыты 22 удаленных рабочих места МФЦ в остальных 9 сельских поселениях района. В 2016 году обеспечена текущая деятельность 30 «окон» МФЦ во всех 10 сельских поселениях района.
Объем израсходованных средств из районного бюджета на реализацию мероприятий в сфере развития сети МФЦ за 2013-2015 годы составил 3,8 млн. руб.
Запланированные целевые индикаторы в сфере предоставления муниципальных услуг выполнены практически в полном объеме, за исключением количества многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (выполнение составило 50,0%). Благодаря реализованным мероприятиям достигнут 100-ный доступ граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
На выполнение мероприятий по развитию АПК в 2013-2016 годах израсходовано 346,3 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета (с учетом федеральных средств) 323,1 млн. руб., районного бюджета 1,8 млн. руб., внебюджетных средств 21,4 млн. руб. Из общего объема израсходованных средств направлено на поддержку сельхозтоваропроизводителей 289,8 млн. руб., улучшение жилищных условий жителей сельской местности 54,7 млн. руб., создание условий для развития сельхозпроизводства 1,8 млн. руб.
В четырехлетнем периоде субсидии по 7 видам государственной поддержки, направленной на развитие АПК (из них 1 вид предоставлялся только в 2013 году), предоставлены 600 получателям, из которых 84 относятся к сельскохозяйственным организациям и 516 - к субъектам малых форм хозяйствования.
По линии развития агропромышленного комплекса за счет средств федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2013-2016 годах улучшили жилищные условия 32 семьи.
В рамках создания условий для развития сельскохозяйственного производства за счет средств районных программ за отчетный период проведены: 6 обучающих семинаров-совещаний с участием ведущих ученых Кубанского аграрного университета, ежегодные районные конкурсы техников-осеменаторов по искусственному осеменению КРС и районный праздник «Урожай», награждение и премирование победителей по уборке зерновых колосовых и зернобобовых культур, плодово-ягодных культур.
Реализация программных мероприятий способствовала положительной динамике развития сельского хозяйства в районе и выполнению намеченных целевых показателей. Объем продукции сельского хозяйства в 2016 году достиг 12,4 млрд. руб., что по отношению к 2012 году составляет 184,2%, план выполнен на 138,9%. Число личных подсобных хозяйств в районе сохранилось на уровне 2012 года – 38,7 тыс. единиц и соответствует плановому заданию. Численность занятых в личных подсобных хозяйствах на конец отчетного периода выросла до 43,6 тыс. человек или на 2,8% к 2012 году, индикатор превышен на 2,7%.
В рамках реализации мероприятий по разделу «Транспорт» в 2013 году подвижной состав районных перевозчиков пополнился 5 автомобилями ГАЗ «Луидор» для обслуживания городских автобусных маршрутов регулярного сообщения. В 2016 году были приобретены 7 автобусов (6 – марки ПАЗ, 1 – марки ЛиАЗ) для обслуживания пригородных маршрутов. Объем израсходованных перевозчиками средств на обновление подвижного состава составил 11,7 млн. руб.
Намеченные целевые индикаторы в транспортной отрасли на конец 2016 года не достигнуты. Отмечается снижение объема услуг, выполненного организациями транспорта. Данный показатель в 2016 году достиг 197,0 млн. руб., что ниже на 1,1% значения 2012 года, выполнение плана составило 77,7%. На конец отчетного периода в сравнении с 2012 годом наблюдается снижение пассажирооборота до 53,6 млн. пассажиро-км (или на 10,2%) и количества перевезенных пассажиров до 2,3 млн. человек (или на 22,5%), целевые показатели выполнены соответственно на 87,3% и 74,7%. Негативное влияние на развитие пассажироперевозок оказали повышение уровня автомобилизации населения.
На реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства в 2013-2016 годах израсходовано 192,6 млн. руб., из которых краевые средства 102,3 млн. руб., средства бюджетов поселений 90,3 млн. руб.
В четырехлетнем периоде в рамках выделенных бюджетных ассигнований в 10 сельских поселениях района произведен капитальный ремонт и ремонт автодорог местного значения протяженностью 81,7 км, ямочный ремонт дорожного покрытия площадью 10,3 тыс.кв.м, 21 дворового проезда к многоквартирным домам, ремонт и грейдирование 146,2 км дорог.
Реализованные мероприятия позволили обеспечить выполнение запланированных целевых показателей практически в полной мере. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2016 году составила 963,1 км, что на 1,6% больше уровня 2012 года и соответствует плану. Дороги федерального (18,8 км) и регионального (205,1 км) значения сохранили свою протяженность на уровне 2012 года и планового задания. Протяженность дорог местного значения увеличилась в 2016 году по отношению к 2012 году на 2,1% и достигла 739,2 км, план выполнен на 100,0%. Удельный вес дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, снизился до 58,0% (в 2012 году – 63,0%). Единственным показателем, целевое значение которого не достигнуто, является протяженность отремонтированных муниципальных дорог. В 2016 году предполагалось отремонтировать 54,6 км, фактически отремонтировано 24,4 км, план выполнен всего на 44,7%. Причиной не достижения целевого индикатора является сокращение объема краевого софинансирования и ограниченные возможности поселенческих бюджетов.
На реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне в 2013-2016 годах израсходовано 3,2 млн. руб. районного бюджета.
В рамках запланированных мероприятий в отчетном периоде выполнены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; приобретено имущество муниципального пункта временного размещения пострадавшего населения, 30 единиц технических средств для подвижного пункта питания, имущество для обеспечения деятельности оперативного штаба при ликвидации ЧС и осуществлена установка оборудования; приобретены 4 комплекта приборов радиационной и химической разведки; для информирования населения приобретены 26 настенных панелей «Бегущая строка»; приобретены и установлены 7 сирено-речевых устройств; изданы информационные буклеты по тематике действий по ГО и ЧС в количестве 14 тыс. экземпляров, памятки по безопасности детей начальных классов средних школ; из резерва финансовых средств администрации муниципального образования Динской район для ликвидации последствий ЧС более 50 пострадавшим от продолжительных дождей в мае-июне 2016 года была оказана адресная помощь в сумме 560 тыс. рублей; создан резерв материальных средств (медикаментов и медицинского имущества) и обеспечено его хранение посредством заключения договора на его создание и хранение с БУЗ МО Динской район «ЦРБ»; оформлены паспорта на 8 защитных сооружений ГО и обеспечен их ремонт силами руководителей объектов и арендаторов.
В области информатизации в 2013-2016 годах обеспечена работоспособность имеющихся информационных систем, введены в эксплуатацию информационные системы, позволяющие повысить производительность труда, произведена модернизация аппаратной и программной платформы вычислительных ресурсов администрации муниципального образования Динской район. Фактический объем расходов из районного бюджета на выполнение мероприятий за отчетный период составил 11,7 млн. руб.
В рамках Программы утверждена реализация 33 инвестиционных проектов (данные представлены в приложении № 2 к отчету). За 2013-2016 годы реализовано 22 проекта, в стадии реализации находятся 4 проекта. Из общего количества утвержденных инвестпроектов приостановлена реализация по 4 проектам (из них по 3 продлены сроки реализации). По 3 проектам расторгнуты соглашения ввиду того, что инвесторы не приступили к их реализации в запланированные сроки (в 2 случаях), и в 1 случае – в связи с банкротством инвестора. Общий объем освоенных инвестиций на конец отчетного периода составил 17,5 млрд. руб. Социальная эффективность – создано 1713 рабочих мест.
В целом оценка промежуточных результатов реализации Программы за 2013-2016 годы (приложение № 3 к отчету) показала, что фактически достигнутые значения по преимущественному большинству утвержденных целевых индикаторов выполнены. Такому положению дел в районе способствуют сохранение стабильного экономического развития, активное развитие инвестиционной деятельности, реализация национальных проектов и бюджетных целевых программ всех уровней, оказание мер государственной поддержки по многим направлениям деятельности и др.
В базовых секторах экономики достигнутые результаты демонстрируют устойчивое развитие. В 2016 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по базовым видам экономической деятельности достиг 45,7 млрд. руб., что превышает уровень 2012 года в 1,7 раза и целевой показатель на 20,5%. В отчетном периоде активное развитие наблюдалось в промышленности (объем отгруженной продукции вырос до 18,3 млрд. руб. – 185,5% к 2012 году и 129,9% к плану), розничной торговле (оборот достиг 12,2 млрд. руб. – 153,2% к 2012 году и 107,0% к плану), сельском хозяйстве (объем продукции увеличился до 12,4 млрд. руб. – 184,2% к 2012 году и 138,9% к плану).
Наряду с развитием экономики показатели уровня жизни жителей района также характеризуются положительной динамикой. Опережающими темпами приросла среднегодовая численность населения, достигнув в 2016 году 140,0 тыс. человек (108,4% к 2012 году и 106,9% к плану). В районе за последние несколько лет наблюдается естественная прибыль населения. Общий коэффициент рождаемости в 2016 году составил 12,5 родившихся на 1 тыс. населения – это несколько ниже значения 2012 года и плана (составляют 12,8 промилле) из-за стремительного прироста жителей района вследствие миграционных процессов. Коэффициент смертности снизился до 12,1 умерших на 1 тыс. населения (в 2012 году – 13,3).
Среднегодовая численность занятых в экономике в сравнении с 2012 годом увеличилась на 7,9% и достигла 37,2 тыс. человек. Выросли среднедушевые денежные доходы до 12,1 тыс. руб. (120,4% к 2012 году) и номинальная заработная плата до 24,0 тыс. руб. (128,3% к 2012 году). Однако из-за кризисных явлений в экономике сократилась реальная заработная плата до 98,8% в 2016 году (в 2012 году - 114,0%).
Подводя итоги, результаты проведенного мониторинга выполнения Программы за 2013-2016 годы свидетельствуют о том, что несмотря на экономические сложности, финансовые и бюджетные ограничения намеченные планы, основные направления и приоритеты, сформулированные в Программе и Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Динской район до 2020 года, реализуются и способствуют достижению главной стратегической цели – кардинальному повышению качества жизни жителей Динского района.