Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 


          Время так скоротечно, и очень часто мы даже не осознаем, что вместе с близкими нам людьми из жизни необратимо уходит знание о наших предках. Поколение фронтовиков Великой Отечественной уходит… 
Закон природы не изменить! К сожалению, о многих из этого поколения люди не будут знать, если не записать сегодня воспоминания. Только становясь взрослыми, мы начинаем сожалеть, что не задали всех вопросов нашим бабушкам и дедушкам, не расспросили об их жизни, жизни их родителей. 


         Акция "Лицо Победы" направлена на создание электронной книги памяти о тех, кто победил в Великой Отечественной войне. 
Присылайте фотографии своих родственников с их биографическими данными и кратким рассказом об одном, самом ярком, дне их жизни в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года. Информация о ветеранах будет размещена на официальном сайте муниципального образования Динской район (http://www.dinskoi-raion.ru/ в разделе: «Лицо Победы»). 

          Материалы об участниках Великой Отечественной войны принимаются по электронной почте dinsksovet@mail.ru. Контактный телефон 8-86162-6-26-75. 

          В данном разделе уже размещены присланные вами материалы, а так же материалы «Книги Памяти о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла Динского района» (составитель Т. А. Чекрыгина). 




Василенко Павел Трифонович

Василенко Павел Трифонович

Павел Трифонович Василенко, рядовой колхозник колхоза имени Ивко из Васюринской, в 1941 году поступил в Саранское летное училище. 

Вера Абрамовна, жена Павла Трифоновича, написала о событии, произошедшим летом 1943 года. Всколыхнули память об этом письма, полученные из Мордовии в октябре 2003 года.

В.О. Болушева из рабочего поселка Чамзинка не знала, что уже нет в живых П.Т. Василенко и в своем письме обращается к нему:

«Здравствуйте, дорогой и всеми уважаемый Павел Трифонович!

Я Вами горжусь, Вашим подвигом, который Вы совершили в годы Великой Отечественной войны.

Это было летом 1943 года, но точную дату и месяц не помню. Я являюсь очевидцем Вашего подвига. Вы поступили как герой, спасли наш дом и маму, и нас, четверых детей, от смерти и пожара. Я помню горящий самолет, который летел с запада на нашу Чамзинку, на наш родительский дом, но Вы пролетели между домами, не задев ни наш дом, ни соседский. Упал горящий самолет за наш дом на огород. Помню, что там была воронка. Я не ходила на пожар, жив был летчик или нет, мы не знали. Мне сообщила учительница нашей школы, которая организовала школьный музей боевой славы, что Вы живы и здоровы, дала Ваш адрес.

Немного о своей семье. Мама ушла в мир иной в 1989 году в возрасте 80 лет. Папа, участник Великой Отечественной войны, умер в 1972 году. Когда произошел этот случай с самолетом, мама в это время с двумя моими братьями складывали сено, а самый младший брат стоял под окном. Он, 1941 года рождения, сейчас на пенсии, вел в школе физкультуру, но, по его признанию, до сих пор боится самолетов. Старший брат сам стал летчиком, сейчас на пенсии, живет на Украине. Другой брат, 1936 года рождения работал в Министерстве сельского хозяйства Мордовии, тоже пенсионер. Я, 1938 года рождения, бывший медицинский работник, тоже на пенсии…»

Следопыты, члены штаба «Поиск», приглашают Павла Трифоновича на юбилей музея…

Павел Трифонович рассказывал жене и детям: «Я заканчивал летное училище, летал уже без инструктора. Мы получили новенькие самолеты ИЛ-2. В полете я почувствовал что-то неладное: мой самолет стал неуправляемым, не стал слушаться. По курсу видны были мельница и дома. Я держал самолет как мог. Вот проскочил дома, и самолет рухнул. Больше я ничего не помнил. Сколько лежал… Потом появились в глазах разноцветные круги. Сумел поднять руку – на лице кровь, значит, разбил голову. Открыл форточку. Стало легче дышать. Вокруг самолета стояло много людей, значит, прошло уже много времени. Подходить к самолету люди боятся – а вдруг взорвется самолет. Потом приехала скорая с аэродрома, и меня увезли в госпиталь.

Лечили эффективно. Как я старался быстрее выздороветь! Свои боли скрывал от врача. Ведь я – уже готовый летчик, меня ждут на фронте, а я здесь валяюсь. У нас аттестованы сто лучших курсантов к отправке на фронт…

Перед строем мне объявили благодарность за грамотно выполненную аварийную посадку и предоставили недельный отпуск домой. Дома мама заметила, что битая голова, но я ей не признался, что случилось. Вскоре догнал свою группу в городе Геленджике. Тогда шли ожесточенные бои на Кубани».

В сентябре 1943 года Павел Трифонович Василенко прибыл для прохождения службы в город Геленджик в составе 2-й эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии. Боевые вылеты начал с аэродрома города Анапы, огонь вел по скоплениям живой силы и танкам противника в районе Тамани, а затем в портах Алушты и Ялты.

Запомнились Павлу Трифоновичу бои при поддержке с воздуха десантных операций на Керченском полуострове. В 1943 году здесь были высажены два десанта. Советским летчикам морской авиации пришлось их прикрывать и подавлять огневые точки противника. Помощь с воздуха приходила вовремя, летчиков десантники уважали. Под Феодосией его самолет подбили. Через линию фронта «перетянул» исключительно на характере. Спокойствие и хладнокровие выручили. И еще незыблемая вера в успех. «Плюхнулся» у своих. Сколько пережил на долгих фронтовых дорогах!

Бывший штурман Семен Гаврилович Курсаков часто говорил Павлу Трифоновичу, провожая в полет: «Главное, Паша, не дрейфь в тумане».

Под этим друзья разумели не только прямую опасность туманной погоды, а и опасность растерянности в неожиданной ситуации. Нужны спокойствие, хладнокровность, ясность мысли. Только в таком состоянии в голову приходит единственно правильное решение.

Потом они освобождали Севастополь. Павел Трифонович вспомнил такой эпизод:

«Начало июня 1944 года. Крым полностью освобожден от немецких захватчиков. С аэродрома Саки моя боевая часть, 11-я Но-вороссийская штурмовая авиационная дивизия, улетела на Ленинградский фронт. А нас, четыре экипажа опытных летчиков, оставили для выполнения особого задания. Нам предстояло поднять с мест вынужденных посадок наши самолеты, подбитые немецкими истребителями и зенитными орудиями. Мне достался район села Марфовка на Керченском полуострове.

К месту вынужденной посадки меня доставил связной самолет У-2. Там уже дней двадцать работал техник над восстановлением самолета. Оказалось, что взлет невозможен из-за отсутствия сжатого воздуха. Летчик-связист возвратился в Новороссийск за баллоном воздуха, а мы с техником остались ночевать в поселке.

Что мне врезалось в память? Хозяйка на ужин приготовила настоящих домашних вареников с творогом на сметане от домашней коровы, чудом уцелевшей. Муку она смолола из пшеницы, спрятанной от немцев во время оккупации. Припал я к вареникам и невольно вспомнил свою мать, родные места. Мать также умела готовить вкусные вареники. С тех пор и навсегда это мое любимое блюдо.

На следующий день я поднялся на рассвете. Село еще спало, спал мой техник. Осторожно вышел я, чтобы выбрать за селом взлетную площадку, хоть мало-мальски пригодную для этой цели. Нашел одну, ограниченную кюветом, бывшим оросителем. Большим риском становилось то, что, если пятитонный Ил-2 не успеет взлететь до кювета, то ... в моих мозгах промелькнула мысль – вот случай «гробануться при всем честном народе».

На завтрак я попросил у хозяюшки дома все тех же вареников с творогом. К 10 часам прилетел наш «кукурузник», заправили все системы воздухом. Техник доложил мне о готовности самолета, помог надеть парашют.

После удачного запуска и прогрева двигателя я порулил к месту выбранной взлетной площадки. За мной двинулось все село: и малые, и старые. Облако пыли от винта в 1700 лошадиных сил двигателя довершало шествие. Взмахом руки попрощался с людьми и закрыл кабину.

Учитывая необходимость короткого разбега, зажал полностью тормоза и дал почти полный газ. Плавно, но энергично отпустил тормоза, и самолет с полуопущенным «хвостом» набрал необходимую скорость. Радости не было предела, когда злополучный кювет уже оказался под самолетом. Перелетел кювет, почувствовал, что самолет уверенно набирает высоту, убрал шасси. Хотелось особо поблагодарить жителей села, пройти над ними бреющим полетом, сделать горку, но не пришлось – двигатель работал с перебоями, температура воды и масла были максимальными. Приземлился в Саки благополучно, передал по акту самолет. Перед сном мой коллега летчик У-2 сказал: «Знаешь, Павлуша, я подумал, что при взлете в таких условиях тебе капут». Лестно было слышать от товарища такую оценку моего взлета: несмотря на сложность, я успешно справился с задачей.

В знак благодарности от командования мне был предоставлен трехдневный отпуск в мою Васюринскую. Такая необходимость диктовалась еще и тем, что в клинике им. Очаповского мне из глаза удалили металлические опилочки. После взлета в глазах ощущалась сильная резь.

В расположение части на аэродром Капорье Ленинградского фронта прибыл вовремя. Начались боевые вылеты в Выборгский залив по плавсредствам противника, участие в десантных операциях на островах Выборгского залива. Здесь, прицельно сбросив бомбы, потопил транспорт, перевозивший живую силу и технику противника.

В августе 1944 года после капитуляции Финляндии – краткая учеба, а затем служба на Дальнем Востоке. Назревали события в Японии».

За годы войны П.Т. Василенко награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и пятью медалями, дважды ранен и контужен. Домой вернулся инвалидом.

В книге Леонида Соболева «Свет Победы» командир эскадрильи Н.В. Пысин рассказывает о том, что на счету молодого летчика (а ему в то время только исполнилось всего 20 лет) Василенко более полусотни боевых вылетов только за время боев за Крым, и все вылеты результативные: это гибель вражеского корабля или его серьезное повреждение. Участвовал в районе Керчи и поселка Эльтигена в осуществлении эффективных вылетов по сбрасыванию десантникам грузов продовольствия и боеприпасов, подавлялись огневые точки и танки противника, скопления живой силы на передовой линии фронта и в портах Крыма. В военных действиях в Крыму его самолет был дважды подбит.

8-й гвардейский штурмовой авиаполк был переброшен из Саки на Балтику, где развивались военные события с Финляндией. С аэродромов Ладоги, Капорье, где базировались ВВС Балтийского флота, выполнял боевые задания летчик Василенко.    На своем Ил-2 наносил сокрушительные удары по плавсредствам противника в районе острова Ристи-Ниели, по батареям в районе острова Тейкарсари. В день приходилось  выполнять по пять и более вылетов.

Два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден трудового Красного Знамени – награды ветерана на трудовом фронте.


Возврат к списку

Все баннеры