Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 


          Время так скоротечно, и очень часто мы даже не осознаем, что вместе с близкими нам людьми из жизни необратимо уходит знание о наших предках. Поколение фронтовиков Великой Отечественной уходит… 
Закон природы не изменить! К сожалению, о многих из этого поколения люди не будут знать, если не записать сегодня воспоминания. Только становясь взрослыми, мы начинаем сожалеть, что не задали всех вопросов нашим бабушкам и дедушкам, не расспросили об их жизни, жизни их родителей. 


         Акция "Лицо Победы" направлена на создание электронной книги памяти о тех, кто победил в Великой Отечественной войне. 
Присылайте фотографии своих родственников с их биографическими данными и кратким рассказом об одном, самом ярком, дне их жизни в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года. Информация о ветеранах будет размещена на официальном сайте муниципального образования Динской район (http://www.dinskoi-raion.ru/ в разделе: «Лицо Победы»). 

          Материалы об участниках Великой Отечественной войны принимаются по электронной почте dinsksovet@mail.ru. Контактный телефон 8-86162-6-26-75. 

          В данном разделе уже размещены присланные вами материалы, а так же материалы «Книги Памяти о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла Динского района» (составитель Т. А. Чекрыгина). 




Радина Зинаида Ивановна

Радина Зинаида Ивановна

Зинаида Ивановна Радина, гвардии старший лейтенант из Старомышастовской, передала в Динской районный музей большой фотоальбом «46-й Гвардейский Таманский женский авиационный полк» и фотографии встреч однополчан.


В автобиографии Зинаиды Ивановны записано: «Студенткой химического техникума в городе Сталиногорске занималась в аэроклубе. После двух лет учебы получила звание инструктора. Весной 1938 года направили на учебу в Херсонскую школу Осоавиахима. Не хватило летного стажа; слишком много прибыло девушек со всех концов страны, более опытных летчиц. Поступила в Херсонский морской техникум, но вскоре убедилась, что без авиации не могу. Поехала в летно-техническую школу города Ульяновска. Успешно сдала все экзамены и была зачислена на техническое отделение, которое закончила в 1940 году. Назначили в Минск».

Прославленной советской летчице Марине Михайловне Расковой было поручено формирование женских полков.

В Поволжье комплектовался 46-й женский авиаполк. Командиром полка назначили Евдокию Давыдовну Бершанскую.

27 мая 1942 года полк отправляется на фронт и в июне 1942 года получил боевое крещение на Южном фронте, нанеся бомбовые удары по переправам через реки Миусс, Северный Донец, Дон, по войскам противника, двигавшимся по дорогам сальских степей и в пригородах Ставрополя.

О своих однополчанах Марина Павловна Чечнева написала книгу «Боевые подруги мои». Зинаиде Ивановне Радине она посвятила главу «Крылья, опаленные на взлете». Прочитаем отрывки из этой документальной книги.

«Для многих людей начало войны связано с известием, торжественно и скорбно прозвучавшим по радио во внезапно наступившей тревожной тишине улиц и площадей. Для Зины, как и для других минчан, киевлян и жителей прифронтовой полосы, война наступила сразу – обрушившимися сверху бомбами,  страшным, расколотым небом над головой. Люди даже сразу не поняли, что случилось.

Стало легче, когда ее призвали в армию. Чего только не приходилось ей делать в то время – ходить в разведку, строить аэродромы, скакать на коне с важным поручением от штаба, сражаться врукопашную с немецкими десантниками.

В Смоленской области в местечке Блонь она попала в такой переплет, что только чудом осталась живой. Рано утром фашисты прорвались к аэродрому. Кто-то крикнул: «Танки»! И действительно скоро показались бронированные махины с черными крестами на броне.

– Радина, вы организуете перевозку боепитания и машин фотолаборатории.

– Есть! Скорей, скорей, – торопит она себя. А руки почему-то холодеют и становятся ватными.

– Радина, возьмите четырех раненых.

Едва ее машина с ранеными и боеприпасами на борту скрылась в лесу, сзади взметнулся смерч земли и дыма.

– Пронесло! – Зина перевела дух и вытерла вспотевший лоб...

 Когда сформировался женский авиационный полк, ей предложили стать техником звена.

Ей хотелось стать летчиком – но кому дано выбирать на войне. Приказ есть приказ. В ее звено дали Зину Петрову, Лелю Евполову, Машу Никитину.

Шли тяжелые месяцы отступления. Сутки напролет, не зная сна и отдыха, техники готовили машины к боевым вылетам. Ремонтировали поврежденные в бою самолеты до тех пор, пока фашисты не подходили к самому аэродрому.

– Зиночка, давай с нами, – звали ее летчицы, перелетавшие на новую базу. Она отшучивалась:

– Ничего, у меня уже опыт, как из-под самого носа гитлеровцев выскакивать.

Они уходили последними, оставляя позади себя пепел, горящие цистерны и развороченный взрывами бетон летного поля...

Осенью на Кавказе во время тяжелых боев была погода переменчива. То теплынь и солнышко, как летом, то вдруг подует резкий холодный ветер. Часто приходилось сидеть, если не «у моря», то «у гор» и ждать погоды.

А техники не знали даже такого вынужденного отдыха. Днем они готовили самолеты к ночи, а ночью обслуживали боевые вылеты. Утром летчицы отдыхали после боя, а техники латали раны машин, заправляли их горючим, выстукивали и выслушивали их, как доктора...

И все-таки она не оставила мечту летать. Ее по-прежнему тянуло в небо. С завистью смотрела она на продымленных порохом боевых ветеранов – летчиц и штурманов. И хотя все восхищались ее работой, ей не было от этого легче. Высота властно звала ее...

Зина получила орден Красной Звезды. Она обслужила лично уже около семисот боевых вылетов. Кто был на фронте – знает, что это такое...

Самолеты перебазировались на аэродром в Славянскую. Поступило сообщение, что в районе аэродрома Славянская появились фашистские самолеты и часть их прорывается к нашему аэродрому. Была дана команда к немедленному взлету всех машин. При запуске один из моторов стал детонировать, дрожать. Он был горячим.

Техники тревожно осматривали его. Что делать? Запускать – опасно. Но и ждать нельзя. В любую минуту могут появиться над полем фашистские стервятники.

Мотор запустили. Он вздрогнул и неожиданно дал обратный ход. А там недалеко у мотора стояла Зина. Ее ударило винтом по голове…

        В полк вернулась она нескоро. Несмотря на запрещение медкомиссии, продолжала работать техником. Вскоре ее назначили старшим техником эскадрильи, которой довелось командовать мне.

Прибавилось больше ответственности, во много раз увеличилось число машин. Но работала Радина великолепно.

К своим самолетам она испытывала какую-то особенную любовь. Они были для нее живыми существами. Она знала все их свойства, часами с наслаждением копалась в моторе.

Давалось ей все это нелегко. Ранение сказывалось и чем дальше, тем больше.

Зина мучилась от боли, у нее началось заболевание спинного мозга. Ей стала угрожать слепота. Но она оставалась на своем посту. С восходом солнца аккуратно появлялась на летном поле, а уходила... бог весть когда она уходила и когда отдыхала. Во всяком случае мы этого не видели.

Лицо ее побелело от боли, на ветру распухали и трескались пальцы, от бессонных ночей воспалились веки. Уму непостижимо – какие силы нужно было найти в себе, чтобы скрыть все это...»

За годы Великой Отечественной войны 46-й авиаполк совершил 24 тысячи боевых вылетов. Личный состав полка участвовал в обороне Владикавказа, в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек, в наступательных операциях, по прорыву «Голубой линии», в освобождении Новороссийска, в высадке десантов на Керченском полуострове, в освобождении Крыма, Могилева, Минска, Варшавы, при форсировании рек Нарев, Вислы, Одера.

22 раза полк получал благодарность в приказах Верховного Главнокомандования.

15 октября 1945 года полк был расформирован, личный состав полка демобилизован.


Возврат к списку

Все баннеры