По статистике в муниципальном образовании Динской район ежегодно выявляется около 30 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», дети-сироты обладают дополнительными гарантиями в области социальной сферы, одной из которых является обеспечение жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края переданы отдельные государственные полномочия в области социальной сферы, в том числе и обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями. На данные цели, в рамках государственной программы «Дети Кубани» были выделены денежные средства:
Показатель/года |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество приобретенных (построенных) жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках программы «Дети Кубани» |
60 |
0 |
30 |
30 |
54 |
10 |
10 |
23 |
Требования к предоставляемому жилому помещению:
- жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
- жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водопровод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и т.д.);
- жилая площадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение;
- общая площадь жилого помещения должна быть не менее 33 квадратных метров.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ предусмотрены определенные условия выделения жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
г) являющихся бывшими усыновителями этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;
д) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
е) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется исключительно по договору специализированного жилищного фонда. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше. При этом жилье для такой категории граждан Российской Федерации предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно. Важно учитывать, что после того, как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.
Все квартиры, предоставленные в 2010 - 2012 годах были приватизированы лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, и переданы им в собственность (90 квартир).
Пятилетний период найма специализированного жилищного фонда связан с тем, что после приватизации жилья собственники распоряжались им по собственному усмотрению и нередко утрачивали его. Теперь в законодательство введен специальный термин – «сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированного муниципального жилого фонда». В настоящее время на сопровождении в муниципальном образовании Динской район состоит 127 нанимателей.
В течение пяти лет после заключения данного договора специалистом по осуществлению полномочий по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и осуществлению контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования Динской район осуществляются ежеквартально проверки надлежащего использования жилых помещений, в ходе которых собирается информация о задолженности по оплате коммунальных услуг, найма специализированного жилого фонда, о ведении домашнего хозяйства, об организации домашнего обихода, о соблюдении правил общежития, а также о произведенных без согласия нанимателя переустройства жилого помещения. Выясняется состав семьи, источник дохода семьи нанимателя и необходимость оказания социальной помощи, помощи в постановке на учет в службе занятости населения и другие обстоятельства.
Правом постановки на очередь, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения, теперь могут воспользоваться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с 14 лет и без предельного ограничения возраста, а также жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого фонда на 5 лет. С октября 2015 года отменена норма предельного ограничения возраста.
В муниципальном образовании Динской район уполномоченным органом для принятия на учет для получения жилого помещения является управление строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики администрации муниципального образования Динской район.
Ведущим специалистом по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики администрации муниципального образования Динской район формируется дело лица, их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и передается в министерство труда и социального развития Краснодарского края, для включения в список граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по муниципальному образованию Динской район Краснодарского края.
На сегодняшний день в муниципального образовании Динской район стоит в списках на получения жилья около 300 человек, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одной из проблем муниципального образования в данном вопросе является приток граждан в муниципальное образование из других субъектов федерации, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это связно в первую очередь с близостью к региональному центру, городу Краснодару. Данные граждане встают на очередь на предоставление жилых помещений в пределах муниципального образования Динской район.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 № 384, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении указанным лицам жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Ежегодно министерство труда и социального развития Краснодарского края доводит до муниципальных образований информацию о выделенных субвенциях на реализацию отдельных государственных полномочий в части обеспечения жильем граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер выделяемых субвенций рассчитывается в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации» и Методикой определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».
Согласно данной методике, размер субвенций, направляемых в бюджет муниципального образования, определяется по формуле:
где:
Суб - размер субвенции, направляемой в бюджет соответствующего муниципального образования;
N - количество жилых помещений, приобретаемых в соответствующем финансовом году для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края;
С - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю на начало финансового года, определяемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
Н - норма предоставления площади жилого помещения в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";
К - повышающий коэффициент в размере 1,000967 на администрирование по расходам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (приобретение канцелярских товаров, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы).
В муниципальном образовании Динской район реализуется муниципальная программа муниципального образования Динской район «Дети Кубани». В рамках данной программы из краевого бюджета муниципальному образованию Динской район выделяются денежные средства на приобретение квартир. На сегодняшний день 127 нанимателей жилых помещений проживают в новых многоквартирных жилых домах в поселке Южном и в станице Динской.