Я, руководитель Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю В. П. Клиндухов, проанализировав инфекционную заболеваемость в крае, качество и безопасность продовольственного сырья и продуктов питания, положение дел с оборотом пищевых продуктов, реализуемых в организациях мелкорозничной торговли Краснодарского края, отмечаю, что в Краснодарском крае за истекший период 2011 года наибольшее количество правонарушений отмечалось в организациях мелкорозничной торговли. С учетом законодательства, не требующего каких-либо разрешительных документов на осуществление деятельности, стационарные организации мелкорозничной торговли предоставляют услугу торговли и реализуют пищевые продукты и продовольственное сырье в условиях, не отвечающих элементарным требованиям: в отсутствии набора помещений и условий для хранения продукции, предусмотренных действующими нормативными документами на продукцию (в 80% случаев от проверенных); отсутствии условий для хранения запаса продукции (в 70% случаев от проверенных), отсутствии проточной воды и централизованных сетей канализации (в 70% случаев от проверенных); отсутствии условий для создания оптимальных условий труда (отопление, кондиционирование воздуха и др , в 80% случаев от проверенных), отсутствии у работающих условий для соблюдения правил личной гигиены (в 50% случаев от проверенных). Руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями не исполняются также требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Из более 7 000 хозяйствующих субъектов, занимающихся организацией мелкорозничной торговли на территории края, в настоящее время подали уведомление о начале деятельности 113, в том числе в г-к. Анапа -7 , в г-к Геленджик -5, в г. Краснодаре -7 , Туапсинском районе -2; в г-к Сочи и в г. Новороссийске - 0.
В структуре нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей отмечается: отсутствие в организациях мелкорозничной торговли информации о продавце, его режиме работы (25% нарушений), отсутствие уголка потребителей (15%), отсутствие или неправильное оформление ценников на товар (15%), отсутствие книги жалоб и предложений (10%), отсутствие информации о товаре (10%), реализация импортного товара без перевода информации на русский язык (5%), и др.
Отмечались факты продажи алкогольной продукции в организациях мелкорозничной торговли при отсутствии условий, реализации табачных изделий и курительных смесей вблизи образовательных учреждений.
Анализ инфекционной заболеваемости за текущий период 2011 г. свидетельствует о том, что ситуация по инфекциям, фактором передачи которых являются продукты питания, остается напряженной. На фоне благополучной ситуации по сумме ОКИ и в том числе ОКИ неустановленной этиологии, свидетельствующих о некотором снижении интенсивных показателей заболеваемости, однако, отмечается рост в 1,7 раз ОКИ ротавирусной этиологии и рост в 1,7 раза сальмонеллезов группы С. Рост заболеваемости обусловлен в том числе и употреблением пищевых продуктов, реализуемых в организациях мелкорозничной торговли Краснодарского края.
В результате нарушений температурных режимов хранения, отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции на потребительском рынке края, в том числе в организациях мелкорозничной торговли прекращена реализация в 2010 году 182 080.4 кг, а за 9 мес. 2011 года 474 423.9 кг. недоброкачественной и потенциально опасной для здоровья граждан продукции.
В связи с вышеизложенным и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г «Правила продажи отдельных видов товаров...», Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов "
ПРЕДПИСЫВАЮ:
1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию продуктов питания в организациях мелкорозничной торговли на территории Краснодарского края:
1.1. Привести организации мелкорозничной торговли в соответствие требованиям действующего законодательства в части обеспечения условий для работы и условий для хранения товаров. В осенне-зимний сезон 2011 г. обеспечить их отоплением с параметрами микроклимата, установленными для климатической зоны (температура внутри торгового помещения в отопительный сезон не менее 18 градусов по Цельсию).
1.2. Провести оценку санитарно-технического состояния имеющихся организаций мелкорозничной торговли, при необходимости провести их ремонт и благоустройство прилегающей территории.
1.3. Привести в соответствие требованиям внутреннюю отделку помещений (выполнить из материалов легко моющихся и выдерживающих использование моющих и дезинфицирующих средств), торговое и холодильное оборудование.
1.4 Обеспечить организации мелкорозничной торговли водоснабжением для питьевых нужд и проведения уборочных работ, оборудовать раковины для мытья рук.
1.5. Эксплуатацию организаций мелкорозничной торговли проводить только при наличии туалета для персонала непосредственно в организации торговли или в шаговой доступности от неё.
1.6. Обеспечить условия для сбора и своевременного вывоза мусора, упаковочного материала, отходов и т.д.
1.7. Ограничить реализуемый ассортимент продукции. Не допускать реализацию продукции, требующей особых условий хранения, реализации, утилизации. Не допускать реализацию продукции с нарушением товарного соседства.
1.8. Не допускать реализацию неупакованного и нефасованного товара. Обеспечить нанесение на товаре информации, требуемой законодательством Российской Федерации или межгосударственными стандартами (Таможенного союза).
1.9. Обеспечить при реализации продуктов питания, товаров народного потребления неукоснительное исполнение законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе обеспечить потребителей полным объемом информации о продавце, товаре, единообразно оформленными ценниками и т.д.
1.10 Обеспечить персонал санитарной одеждой и головными уборами из расчета не менее 2-х комплектов на 1 работающего, нагрудными фирменными знаками организации, содержащими сведения о её наименовании, адресе, ФИО продавца.
1.11 Не допускать прием, хранение и реализацию пищевых продуктов без документов, подтверждающих источник их происхождения, качество и безопасность для здоровья населения.
2. Главам муниципальных образований городов и районов Краснодарского края рекомендовать:
2.1 Поручить соответствующим службам муниципальных образований уточнить существующие основания для размещения организаций мелкорозничной торговли и, в случае незаконного размещения, принимать меры по прекращению несанкционированной торговли в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Составить реестры организаций мелкорозничной торговли с указанием наименования хозяйствующего субъекта, юридического и фактического адреса, ИНН, вида деятельности, оснований для размещения объекта и представить их в адрес Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю для организации контрольно-надзорной деятельности.
2.3. При получении информации о нарушениях санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей немедленно информировать Управление Роспотребнадзора или его территориальные отделы с указанием наименования хозяйствующего субъекта, его ИНН, юридического и фактического адреса и конкретных нарушений.
2.4 При поступлении сведений в межведомственные комиссии о нарушениях при обороте алкогольной продукции, табачных изделий, курительных смесей направлять информацию в Управление Роспотребнадзора или его территориальные отделы для принятия мер в пределах полномочий.
3. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:
3.1. Вручить настоящее предписание главам муниципальных образований, заинтересованным хозяйствующим субъектам.
3.2. При проведении плановых мероприятий по контролю обеспечить контроль за исполнением настоящего предписания.
3.3. В случаях выявления нарушений принимать адекватные меры административного воздействия и информировать органы местного самоуправления и население;
3.4. При установлении объектов стихийной и несанкционированной торговли немедленно направлять соответствующую информацию главам муниципальных образований и в органы внутренних дел для принятия мер по их ликвидации.
3.5. Освещать проводимую работу в средствах массовой информации.
4. Предписание вступает в силу с момента опубликования (или получения).
5 Предписание может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Руководитель управления,
Главный государственный санитарный
врач по Краснодарскому краю
В.П. Клиндухов