Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Как стать замещающими родителями?

Как стать замещающими родителями?


          В Отечественном семейном законодательстве термин приемная семья впервые официально введен в практику в 1996 году. В новом семейном ко-дексе Российской Федерации приёмная семья выделена в отдельную главу (21). Отличительным признаком приёмной семьи от других форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что труд приёмных родителей оплачивается.

          Поэтому актуальными становятся проблемы подготовки кандидатов в приемные родители, правильной организации и сопровождения приемной семьи, профессионализации приемного родителя. От того, насколько успешно будут решены эти проблемы, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании.

          В Краснодарском крае с 2013 года создан курс подготовки кандидатов в приемные родители (ГКУ КК «Краевой методический центр»). В муниципальных образованиях Краснодарского края (их 44) работают обособленные подразделения отдела работы с приемными семьями.

          Наша цель обеспечить реальную подготовку к родительству, помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность. Подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, дать слушателям системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи.

          Наш отдел – это место, где встречаются единомышленники, можно пообщаться с родителями, имеющими опыт в воспитании приемных детей (патронатные воспитатели), и, конечно же, приобретают новые знания и навыки, необходимые для воспитания приемного ребенка.

          На занятиях курсов подготовки приемных родителей мы рады видеть:
- Будущих родителей, предполагающих усыновить или взять под опеку ребенка.
- Семьи, уже воспитывающие приемных детей.
- Родственников детей, оставшихся без попечения родителей.
- Молодые семьи, готовящиеся стать родителями.
- И просто желающих поделиться опытом в воспитании детей или по-лучить новые знания.

          Продолжительность обучения на курсах подготовки приемных родителей составляет 80 часов. Процесс обучения - это цикл лекционных и тренинговых занятий, включающих в себя игры, упражнения, обсуждения в группах, цель которых – разрушить стереотипы и страхи, утвердившиеся в общественном сознании относительно воспитания в семье чужого ребенка, дать необходимый минимум знаний об особенностях детей, лишенных родительской заботы, и принципах, на которых лучше всего строить отношения с ними. Тематическим планом предусмотрены индивидуальные консультации кандидатов в приемные родители.

          В ходе занятий на курсах подготовки приемных родителей кандидаты могут:
- реально оценить собственные силы и оценить возможности принять ребенка в семью;
- получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, медицинскую;
- разобраться в требованиях и нормах, освоить процедуру подготовки документов;
- узнать, какие возникают сложности и как их избежать во время оформления документов и когда ребенок уже проживает в семье;
- узнать о влиянии генетических и социальных факторов на развитие ребенка. Понять особенности развития и состояния здоровья отказных детей, механизмы и возможности реабилитации их физического и психического здоровья;
- узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
- понять, что происходит в процессе адаптации ребенка в семье и научиться понимать поведение детей. Познакомиться с педагогическими и психологическими приемами компенсации отрицательного опыта и моральных травм у детей;
- узнать о реалиях тайны усыновления, проблемах контактов с биологическими родителями и как можно восстановить биографию ребенка.

          Принципы работы курсов подготовки:
- Система подготовки не является набором универсальных рецептов и беспроигрышных советов для каждого случая, но позволяет слушателю самому научиться разбираться в ситуации и квалифицированно выбирать оптимальные решения, подходящие для конкретной ситуации.
- Курсы подготовки не являются агентством. Мы не занимаемся подбором детей для учеников и других лиц.
- Полученные в ходе встреч и обучения личные данные о слушателях, их семьях и детях являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.
- Проводятся выходные экзамены в два этапа: тестирование (100 во-просов) и собеседование.
- Слушатели получают по окончанию обучения и успешной аттестации свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
Кандидаты в приемные родители должны в процессе обучения подойти к пониманию того, что приемный родитель выполняет в ходе деятельности две функции: воспитателя и родителя. Родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, обеспечивают их жизнедеятельность, включая все потребности: физиологические, в самореализации, чувства безопасности, солидарности, уверенности. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, организуют воспитывающую, обучающую среду. Родитель должен уметь распознавать симптомы нарушений психологического здоровья ребенка, распознавать и оценивать уровни и изменения в системе психологического здоровья семьи, уметь грамотно и адекватно реагировать на данные изменения.

          Подготовка кандидатов в приемные родители начинается с личного знакомства – индивидуальной беседы, с индивидуальной психодиагностической работы. Проведение основных занятий и консультаций осуществляется при помощи мультимедийных презентаций, бесед, круглых столов, тренинговых занятий.

          По окончанию учебы наши слушатели не остаются один на один со своей радостью и своим горем (в случае потери близких родственников и принятия их детей в свою семью). Специалисты школы приемных родителей сопровождают образовавшиеся приемные семьи. Процесс сопровождения включает в себя:
1. Предоставление новых материалов, очные консультации специалистов по установленным дням и договоренности.
2. Очные консультации как для взрослых, так и для детей.
3. В сложных ситуациях возможен выезд специалиста в семью.

          Группа слушателей формируется в количестве 6-15 человек.

          Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется квалифицированными специалистами, имеющими навыки групповой работы, хорошо знающими профессиональные особенности деятельности приемного родителя.

          Таким образом, работа по подготовке кандидатов в приемные родители на курсах подготовки направлена на:
1. правильный подбор и подготовку кандидатов в приемные родители для успешного функционирования приемной семьи (проведение социально-психологической диагностики).
2. Создание системной работы по сопровождению приемных семей, которая является обязательным условием предупреждения конфликтных ситуаций в них, а также объективного удостоверения в должной организации проживания приемного ребенка в семье.
3. Повышение профессиональной квалификации приемного родителя, способствующей более глубокому его проникновению в предмет профессиональной деятельности. В соответствии с приказом ГКУ КК «Краевой методический центр» от 11.01.2021 №9 «Об утверждении и реализации программы повышения психолого-педагогической компетентности замещающих родителей» обособленное подразделение отдела работы с приемными семьями, ГКУ КК «Краевой методический центр» реализует программы (далее - Программа) повышения психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

          Программа состоит из трех модулей:
    повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей (родственников ребенка), воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модуль 1);
    повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, воспитывающих подростков (модуль 2);
    повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (модуль 3), обучение по которым может осуществляться как в целом, так и по каждому отдельно.

          В рамках повышения психолого-педагогической компетентности замещающих родителей с 2018 года также реализуется Программа «Успех»

          Модули программы рассчитаны на 11-13 встреч, общей продолжительностью от 24 до 30 часов, которые состоят из теоретических и практических занятий.

          Занятия проводятся по мере комплектования групп.

          Одна из перспектив обучения – формирование навыков осуществления роли «родитель как учитель своих детей», осознание, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, - особые дети, и что у них особые потребности. Эту перспективу мы определяем, как генеральную в системе обучения кандидатов в приемные родители и центральную в практической деятельности.

          Для обучения на курсах подготовки приемных родителей и программам повышения родительской компетентности необходимо обратиться в обособленное подразделение лично либо по телефону.
          Наш адрес: станица Динская, ул. Советская, 32, офис 310 и 317. Телефон: 8 (86162) 6-58-17.


          Материал обобщила и подготовила: Колесникова Ирина Александровна, главный специалист отдела работы с приемными семьями в Динском районе ГКУ КК «Краевой методический центр».