1. К вопросам местного значения муниципального района отнесено выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории. На территориях сельских поселений органы местного самоуправления муниципального района участвуют в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.
Основным отличием комплексных кадастровых работ является выполнение таких работ одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории, независимо от формы собственности на такие объекты. Такой подход имеет целый ряд преимуществ:
комплексные кадастровые работы в расчете на один объект недвижимости дешевле, чем индивидуальные кадастровые работы;
при выполнении комплексных кадастровых работ снижается вероятность возникновения реестровых ошибок, учитывая, что одновременно уточняется местоположение границ группы земельных участков, расположенных на территории выполнения комплексных кадастровых работ;
при выполнении комплексных кадастровых работ появляется возможность одновременно устранить все реестровые ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ земельных участков, расположенных на территории выполнения комплексных кадастровых работ;
при выполнении комплексных кадастровых работ одновременно с уточнением границ земельных участков определяется местоположение на земельных участках зданий, сооружений, в связи с чем появляется возможность осуществить "привязку" таких объектов недвижимости к земельным участкам, на которых они расположены.
Комплексные кадастровые работы выполняются за счет средств местного бюджета либо при софинансировании из бюджета субъекта Российской Федерации или Российской Федерации на основании заключаемого на конкурсной основе муниципального или государственного контракта. В связи с этим такие работы могут выполняться только при наличии у данных органов финансовой возможности. При этом наличие в ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ земельных участков обеспечивает гарантии прав правообладателей земельных участков от несанкционированного занятия таких земельных участков или их частей и снижает вероятность возникновения земельных споров.
2. На территориях сельских поселений органы местного самоуправления муниципального района наделяются правом на принятие решений о проведении на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Данные полномочия направлены на возможность внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, создает риск невозможности учета наличия соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания объекта недвижимости. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости будет способствовать решению задачи по вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства, поскольку отсутствие соответствующих сведений о правообладателе объекта недвижимости в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.
3. Органам местного самоуправления муниципального район предоставлено право на осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
По причинам алкогольного опьянения в стране ежегодно гибнет более 50 тысяч граждан, в основном в трудоспособном возрасте, в том числе от переохлаждения на улицах 8-10 тысяч человек. Кроме того, оказавшись на улице в беспомощном состоянии, такие лица нередко становятся жертвами противоправных посягательств.
Как показывает практика работы медицинских организаций, гражданам в состоянии легкой и средней степени алкогольной интоксикации для преодоления их состояния, а также постинтоксикационного состояния, не требуется квалифицированная медицинская помощь, а достаточно только наблюдения с целью исключения вероятности ухудшения состояния их здоровья. Вместе с тем, согласно действующему законодательству содержание в медицинских организациях таких лиц не может быть финансово обеспечено за счет Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.
В этой связи за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено полномочие по организации и осуществлению мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, включая создание в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и организацию деятельности специализированных учреждений для оказания помощи указанным лицам. К вопросам местного значения органов местного самоуправления законодательно отнесено право участвовать в оказании помощи гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и не нуждающимся в медицинской помощи.
4. Внесен ряд изменений, направленных на установление правовых основ внесения инициативной группой проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) в администрацию муниципального района, порядка работы администрации с поступившими инициативными проектами, их конкурсного отбора при наличии конкурирующих проектов, финансового и иного обеспечения реализации таких проектов.
Главной целью внесенных изменений является создание условий для реализации проектов инициативного бюджетирования на муниципальном уровне, позволяющих обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путём разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципального образования или его частей. При этом обязательным элементом реализации проектов инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия граждан в реализации этих проектов, и общественном контроле за их реализацией.
Одной из особенностей таких проектов является возможность их реализации не только за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, но и за счет финансового (посредством внесения добровольных платежей), имущественного и личного трудового участия заинтересованных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций).
5. Дополнены гарантии осуществления полномочий депутата Совета. Депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности, при этом ему гарантируется сохранение места работы (должности) на период шести рабочих дней в месяц.
Частью 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. При этом на уровне федерального законодательства отсутствовало правовое регулирование особенностей осуществления депутатами своих полномочий без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Кроме того, не был определен временной период, в течение которого депутату гарантируется сохранение основного рабочего места (должности) при осуществлении депутатской деятельности.
Вместе с тем частью 1 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Внесенные изменения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ определяют продолжительность сохранения основного рабочего места (должности) депутатов при осуществлении полномочий на непостоянной основе. Вместе с тем изменение существующего порядка сохранения заработной платы по основному месту работы депутата не предусматривается. Положения статей 165 и 170 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат норм, обязывающих работодателя сохранять заработную плату работникам, являющимся депутатами, на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
6. Для лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются дополнительные ограничения, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ, установлены ограничения для замещения муниципальных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо права на постоянное проживание в нем. Нарушение установленного запрета служит основанием для досрочного прекращения полномочий.
7. Внесены изменения, в части приведения устава в соответствие с Бюджетным кодексом РФ.
Отражены изменения, внесенные в Бюджетный кодекс в части понятия кредитов и займов, в части определения порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля, управления муниципальным долгом.
8. Внесен ряд технических поправок.