Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта


Контрольно-счетная палата муниципального образования Динской район
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стандарт финансового контроля СФК 02
 
«Основные принципы, правила и процедуры 
внешней проверки годовых отчетов 
об исполнении бюджета муниципального образования Динской район и бюджетов сельских поселений 
муниципального образования Динской район»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         Утвержден 
                                                                          Распоряжением КСП
                                                                          МО  Динской   район 
                                                                                 от 20.01.2012 № 01-09/11
 
 
                                        
 
 
Оглавление
 
 
1.     Общие положения………………………………………………………….3
2.     Цели и задачи внешней проверки…………………………………….…...4
3.           Общие принципы и требования к проведению внешней проверки…….4
4.           Формы    и   методы   проведения    контрольного   мероприятия    по осуществлению  внешней проверки местного бюджета……………......6
5.            Порядок проведения контрольного мероприятия по  осуществлению  внешней проверки местного бюджета ………………………..………....7
6.     Контроль по осуществлению внешней проверки…………………….…13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стандарт финансового контроля СФК 02
«Основные принципы, правила и процедуры 
внешней проверки годовых отчетов 
об исполнении бюджета муниципального образования Динской район и бюджетов сельских поселений 
муниципального образования Динской район»
 
 
1.     Общие положения
 

Настоящий стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Регламентом Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район,                          Положением о бюджетном процессе  в муниципальном образовании Динской район, Порядком проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Динской район Контрольно-счетной палатой муниципального образования Динской район.

Внешняя проверка включает в себя проверку бюджетной отчетности муниципального образования, бюджетной отчетности муниципальных образований сельских поселений, бюджетной отчетности главных распорядителей средств местного бюджета, главных администраторов доходов местного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.

Целью стандарта является оптимизация механизма управления процессом проведения внешней проверки исполнения бюджета муниципального образования  Динской район и бюджетов сельских поселений, повышение качества и эффективности муниципального  финансового контроля.

Задачами стандарта являются определение принципов, правил и процедур проведения внешней проверки исполнения бюджета муниципального образования Динской район и бюджетов сельских поселений муниципального образования Динской район.

Стандарт является нормативным документом, устанавливающим основные критерии и общую систему целенаправленных, систематических и сбалансированных шагов или действий, которым должны следовать члены рабочей группы при проведении внешней проверки.

Стандарт является обязательным для исполнения всеми сотрудниками Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район (далее – КСП), привлеченными специалистами и независимыми экспертами, участвующими в проведении внешней проверки исполнения бюджета муниципального образования Динской район и бюджетов сельских поселений муниципального образования Динской район.

Объектом внешней проверки является муниципальное образования Динской район и муниципальные образования сельских поселений.

         Предметом внешней проверки являются бюджетная отчетность муниципального образования и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств.             

 
2.     Цели и задачи внешней проверки
 
Целью проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета является выражение мнения о достоверности годовой отчетности муниципального образования, соответствии порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Основными задачами проведения внешней проверки являются:

-       проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении местного бюджета;

-       выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного учета;

-       проверка и анализ исполнения местного бюджета по данным годового отчета, выявление нарушений и отклонений в процессах формирования и исполнения бюджета, своевременное предупреждение факторов, способных негативно повлиять на реализацию бюджетного процесса в муниципальном образовании;

-       решение прочих контрольных и экспертно-аналитических задач, направленных на совершенствование бюджетного процесса в целом.

        

3. Общие принципы и требования к проведению внешней проверки

 

          Ответственность за подготовку и представление годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Динской район  несет финансовое управление администрации муниципального образования Динской район, годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения – финансовый орган сельского поселения. Проверяющий несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности представленной на проверку отчетности.
          При проведении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета проверяющие КСП должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, условиями Соглашения о проведении внешней проверки, принципами деятельности КСП.
          Проверяющий в ходе проведения контрольного мероприятия, а также при его планировании должен оценивать весомость полученных в ходе проверки доказательств, внимательно изучать доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Проверяющий  не должен делать неоправданных обобщений при подготовке выводов.
          Проверяющий должен обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом годовая отчетность об исполнении местного бюджета не содержит существенных искажений.
         Для проведения контрольного мероприятия КСП вправе привлекать независимых специалистов (экспертов) в установленном Регламентом и иными локальными нормативными актами КСП порядке. 
         При использовании результатов работы привлеченного специалиста/эксперта должно быть обеспечено получение достаточных надлежащих доказательств того, что такая работа отвечает целям контрольного мероприятия. Такие доказательства могут быть получены посредством установления для привлеченного специалиста/эксперта технического задания, как правило, в письменной форме, и сравнения фактически достигнутых результатов.
Ответственность за формирование выводов по результатам внешней проверки в разрезе каждого объекта контроля несут должностные лица КСП. При использовании результатов работы привлеченного специалиста/эксперта недопустимо разделение ответственности должностных лиц КСП и привлеченных специалистов/экспертов.
           В процессе реализации контрольных полномочий по осуществлению внешней проверки ответственный за проведение внешней проверки и члены рабочей группы должны строить взаимоотношения с руководством и представителями (должностными лицами) объекта проверки на основе взаимного уважения.
При общении с руководством и должностными лицами объекта внешней проверки членам рабочей группы следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
          Проведение контрольного мероприятия по осуществлению внешней проверки подлежит документированию.
          Порядок организации делопроизводства, ограничение доступа к информационным ресурсам и отчетам, а также ответственность за несоблюдение установленных требований является обязательным для всех членов рабочей группы. 
         Члены рабочей группы несут ответственность за сохранность документов и конфиденциальность информации, полученной в ходе контрольного мероприятия по осуществлению внешней проверки.
 
            
 
 
4.Формы и методы проведения контрольного мероприятия по осуществлению внешней проверки местного бюджета
 
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровне.
Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки. 
Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.
Методы проведения внешней проверки:

-  сплошная проверка;

-  выборочная проверка (отбор отдельных элементов).

Определение метода проведения контрольного мероприятия зависит от результатов предварительного изучения деятельности, оценки надежности системы внутреннего контроля, рисков хозяйственной деятельности объекта, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения КСП.
На камеральном уровне внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется в разрезе всех форм годовой отчетности, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в отношении которых формируется заключение о достоверности годового отчета.
При проведении выездной проверки, как правило, применяется выборочный метод. Сплошной проверке в рамках выездного контрольного мероприятия могут подлежать данные об отдельных финансово-хозяйственных операциях, остатки по отдельным счетам бюджетного учета, существенных по величине (стоимости) и их характеру либо подверженных риску или по которым ранее были выявлены ошибки (нарушения).
Контрольные процедуры, проводимые при внешней проверке, делятся по характеру используемого материала (информации) на  документальные и фактические. 
Документальная проверка проводится на основе первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетных смет и расчетов к ним, отчетности, нормативной и другой документации, подлежащей предоставлению объектом проверки. К основным приемам документальной проверки относятся:

-       формальная и арифметическая проверка документов (точность заполнения бланков и регистров учета, наличие в них необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов);

-       встречная проверка документов или записей (в том числе логическая проверка – определение объективной возможности и необходимости совершения операции, определение реальной взаимосвязи событий);

-       юридическая, экономическая и финансовая экспертиза совершенных хозяйственных операций;

-       приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, ретроспективный анализ показателей отчетности и т.д.);

-       технико-экономические расчеты.

К приемам фактической проверки относятся:

-       участие в инвентаризации объектов основных фондов, материальных ценностей и денежных средств, имущества, переданного объекту проверки для реализации государственных полномочий, полноты оприходования и корректности списания активов и т.д.;

-       экспертная оценка фактического объема и качества оказываемых муниципальных услуг;

-       визуальное наблюдение путем обследования помещений (например, контрольный обмер выполненных строительно-монтажных, ремонтных работ и т.п.);

-       проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины и др.

На камеральном уровне осуществляется документальная проверка на основании представленной объектом проверки, а также полученной из внешних источников документации (информации).
При выездной проверке возможно применение документальных и фактических контрольных процедур. 
 
5. Порядок проведения контрольного мероприятия по 
осуществлению внешней проверки местного бюджета
 
           Контрольное мероприятие по проведению внешней проверки подлежит планированию.
   При планировании контрольного мероприятия учитываются:
-          установленные законодательством сроки подготовки бюджетной отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета;
-          степень обеспеченности КСП ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
-          квалификация и опыт работы;
-          профессиональная компетентность и опыт членов рабочей группы, планируемых к участию в контрольном мероприятии и др.
На этапе подготовки к проведению внешней проверки осуществляются следующие процедуры:
-          определение объектов контроля;
-          формирование и направление в адрес объектов контроля и другим сторонним организациям (в том числе органам государственной власти) запросов информации и документов, необходимых для проведения проверки;
-          определение состава рабочей группы и ответственных исполнителей в разрезе объектов проверки;
-          подбор и анализ нормативной базы и прочей информации по вопросам деятельности объекта проверки, предмету контрольного мероприятия;
-          изучение деятельности объектов контроля;  
-          сбор, предварительная проверка, анализ и систематизация материалов, поступивших по запросам;
-          определение формы контрольного мероприятия, перечня контрольных процедур на основе ретроспективного анализа отчетности, оценки надежности системы внутреннего контроля.
           Информационной основой для проведения внешней проверки исполнения местного бюджета  являются материалы (документы, информации), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСП из внешних источников, а именно:

-       Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Динской район и сельских поселениях муниципального образования Динской район;

-       решения Совета муниципального образования Динской район и Советов депутатов сельских поселений муниципального образования Динской район о местном бюджете за отчетный  финансовый год (с приложениями о расходах бюджета по разделам бюджетной классификации), о внесении изменений в местный бюджет;

-       муниципальные правовые акты по вопросам исполнения местного бюджета;

-       сводная бюджетная роспись (с учетом внесенных изменений);

-       бюджетные сметы главного распорядителя и получателей средств местного бюджета с учетом внесенных изменений;

-       уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета и уведомления об изменении объемов бюджетных ассигнований;

-       годовая бюджетная отчетность об исполнении бюджета получателей бюджетных средств, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа;

-       регистры бюджетного учета муниципалитета как получателя бюджетных средств и администратора доходов бюджета, финансового органа (главная книга и/или другие регистры бюджетного учета);

-       регистры бюджетного учета получателей бюджетных средств (главная книга и/или другие регистры бюджетного учета);

-       реестр государственных контрактов;

-       реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов;

-       реестр проведенных платежей (представляемый органом казначейства);

-       реестр расходных обязательств (уточненный по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года);

-       отчеты об использовании субвенций;

-       информация о проведенных внешних контрольных мероприятиях, суммах выявленных нарушений и недостатков и принятых мерах по их устранению (за исключением проверок, проводимых КСП);

-       уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным кредитам;

-       прочая информация, необходимая для проведения контрольного мероприятия.

Непосредственно проведение контрольных процедур начинается с момента получения от объекта проверки годовой отчетности об исполнении бюджета и прочей информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия.
       Перечень контрольных процедур определяется на этапе подготовки к внешней проверке и может корректироваться в ходе мероприятия с целью получения достаточных надлежащих доказательств, необходимых для формулирования обоснованных выводов и формирования заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
      Доказательства представляют собой информацию, полученную при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
      Достаточность представляет собой количественную меру доказательств и предполагает обеспечение уверенности в правильности сделанных выводов по результатам проведения контрольного мероприятия.
      Надлежащими считаются доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
      Доказательствами при проведении внешней проверки исполнения местного бюджета являются:

-       первичные учетные документы;

-       регистры бухгалтерского учета;

-       бюджетная, статистическая и иная отчетность;

-       результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия и оформленные рабочими документами;

-       заключения экспертов;

-       письменные заявления и разъяснения руководителя и должностных лиц объектов внешней проверки;

-       документы и сведения, полученные из других достоверных источников (органы казначейства и др.).

Проверяющему необходимо получить письменные заявления и разъяснения от руководства объекта проверки по всем вопросам, являющимся существенными для целей контрольного мероприятия, если предполагается, что получить достаточные надлежащие доказательства другим путем не представляется возможным. 
Заявления и разъяснения должны быть оформлены в письменном виде с указанием необходимой информации, даты, должности и фамилии, имени, отчества составителя и содержать его подпись.
Если заявления и разъяснения руководства объекта проверки противоречат другим полученным в ходе проверки доказательствам, необходимо исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства объекта проверки по аналогичным или другим вопросам.
         В случае если выявленные в ходе проведения внешней проверки нарушения, по мнению ответственного за проведение контрольного мероприятия, содержат в себе признаки состава преступления и имеется необходимость принять срочные меры для пресечения противоправных действий, ответственный за проведение контрольного мероприятия незамедлительно письменно информирует об этом председателя (заместителя председателя) КСП МО Динской район.
        В случае представления информации ненадлежащего вида, непредставления информации или представления ее в неполном объеме составляется акт по факту непредставления сведений по запросу КСП.
        В ходе проведения выездной внешней проверки запросы дополнительной информации осуществляются в оперативном режиме. В случае непредставления или преднамеренной задержки в представлении информации запросы оформляются в письменном виде с указанием даты и времени запроса, а также отметкой о получении запроса представителями объекта внешней проверки.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, проверяющим должны быть определены дополнительные контрольные процедуры, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.
         Количественная и качественная характеристики доказательств, полученных в ходе реализации контрольных полномочий, влияют на формирование профессионального мнения проверяющего и выдачу заключения на годовой отчет.
        Проверяющий получает доказательства путем выполнения соответствующих контрольных процедур.
        Контрольные процедуры могут выполняться в форме инспектирования, наблюдения, пересчета, аналитических процедур с использованием приемов документальной и фактической проверки.
Инспектирование представляет собой изучение записей, документов и/или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов проверяющий получает доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от надежности средств внутреннего контроля, применяемых объектом проверки. Целью инспектирования материальных активов является получение достоверных доказательств относительно их существования.
Наблюдение (визуальный осмотр, участие в инвентаризации) представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта контроля, наблюдение за процедурами внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств).
       Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом контроля, либо выполнение проверяющим расчетов самостоятельно.
      Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных (нетиповых) и/или неправильно отраженных в бюджетном учете хозяйственных операций и предпосылок их возникновения.
      В зависимости от формы контрольного мероприятия (камеральная или выездная проверка) различают виды контрольных процедур:
      1.) Процедуры, осуществляемые при проведении камеральной проверки, предусматривают:

1.1. проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в муниципальном образовании Динской район и муниципальных образованиях сельских поселений муниципального образования Динской район:

а)       проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ, законодательства РФ, законодательства Краснодарского края, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджета, сводной бюджетной росписи, бюджетных смет участников бюджетного процесса, уведомлений о бюджетных ассигнованиях);

б)       анализ исполнения местного бюджета за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей местного бюджета, соответствие показателей исполнения бюджета плановым показателям);

в)       анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения;

1.2. проверку годовой отчетности об исполнении бюджета муниципального образования Динской район  и муниципальных образований сельских поселений муниципального образования Динской район на:

а)       соответствие порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности;

б)       соответствие показателей отчетности данным представленных объектом контроля бюджетных регистров, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях в бюджетной отчетности (достоверность показателей годового отчета);

в)       корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей  форм  бюджетной отчетности  ПБС, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

г)        проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки;

1.3. проведение прочих контрольных (аналитических) процедур, в том числе по результатам камеральной проверки:

а)       анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, причин и сроков их возникновения;

б)       анализ структуры расходов бюджета, их соответствия кодам бюджетной классификации;

в)       анализ соблюдения методологии бюджетного учета, формирования бюджетных регистров;

г)        анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения.

      2.) Процедуры, осуществляемые при проведении выездной проверки, предусматривают применение приемов как документальной, так и фактической проверки.
Выездная проверка основывается на проведении экспертизы первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности объекта внешней проверки.
При выездной проверке могут осуществляться следующие контрольные процедуры (помимо процедур, перечисленных выше):

а)       экспертиза правоустанавливающих документов и договоров;

б)       анализ существующего порядка организации и ведения бюджетного учета, оценка надежности средств внутреннего контроля;

в)       выборочная сверка данных бюджетного учета с данными бюджетных регистров и показателями годовой отчетности;

г)        выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств (по полноте и обоснованности, правильности отнесения к соответствующему периоду, соответствия данных учета данным первичной документации и др.);

д)       проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и др.);

е)        проверка и анализ нетиповых финансово-хозяйственных операций, бюджетных записей, корректирующих проводок в учете и их документальной обоснованности;

ж)     выборочная проверка целевого и эффективного использования ресурсов, анализ исполнения доходов и расходов местного бюджета;

з)        проведение визуального осмотра (наблюдения), выборочной инвентаризации, контрольных замеров и т.п.;

и)       анализ материалов по результатам внешних контрольных мероприятий, проводившимся уполномоченными контрольными органами на объекте проверки, и принятых по их результатам мер;

к)       проверка соблюдения требований по размещению заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

 
       По окончании проведения контрольных и аналитических процедур члены рабочей группы должны:

-       оформить аналитические записки по каждому объекту проверки (отчет по результатам проведенного мероприятия с подробным описанием выявленных нарушений (искажений));

-       сформулировать выводы по результатам проверки в разрезе каждого объекта контроля и подготовить соответствующее заключение на годовой отчет;

-       согласовать результаты внешней проверки с руководством объекта контроля.

По итогам обобщения результатов контрольного мероприятия формируется общее заключение на годовой отчет об исполнении местного бюджета, которое  должно содержать информацию об объеме проверенных средств, фактах искажения отчетности, видах и объеме выявленных недостатков и нарушений. Форма заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета утверждена  решением Совета муниципального образования Динской район от 28.03.2012 № 368-30/2.
 
6.     Контроль осуществления внешней проверки
 
Контроль в ходе проведения контрольного мероприятия по осуществлению внешней проверки местного бюджета осуществляется ответственным за проведение контрольного мероприятия. Ответственный за проведение контрольного мероприятия несет персональную ответственность за организацию (координацию) действий членов рабочих групп, составление и полноту заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
Координация действий членов рабочей группы предполагает выполнение следующих процедур:

-       распределение обязанностей, полномочий и ответственности между членами рабочей группы;

инициирование и проведение рабочих совещаний, обсуждений на этапе планирования, осуществления проверки и подведения итогов контрольного мероприятия, обмен информацией и опытом.

Назад в раздел